Страсти по реформе МСУ

Екатеринбургские власти преждевременно впали в панику.

Свердловское Заксобрание продолжает реформу местного самоуправления. 28 октября 2014 года парламент должен принять два относящихся к ней законопроекта. Первый документ регламентирует возможность учета мнений граждан относительно изменения системы местного самоуправления. Если закон примут, сделать это можно будет тремя способами - в ходе народных слушаний, публичных консультаций и социальных исследований. Первый вариант предполагает публичное обсуждение инициативы на определенной городской площадке, а второй - в Сети, на официальном сайте госоргана. Под социсследованием подразумевается опрос. Результаты будут носить рекомендательный характер, так что реформировать МСУ можно будет без согласия жителей.

Во втором законопроекте прописаны различные способы организации управления муниципалитетами. Документ допускает и прямые выборы в гордуму, и формирование местных парламентов из депутатов внутримуниципальных районов (в случае дробления городов - прим.ред.).

Ранее Заксобрание приняло закон об избрании органов МСУ в среднеуральских муниципалитетах (по сути, "законсервировав" действующие в муниципалитетах системы) и о передаче полномочий по решению вопросов местного значения сельским поселениям.

О реформе власти в конкретных муниципалитетах речи пока не идет. Однако сам факт, что пакет рамочных законопроектов продолжает формироваться, вверг в панику власти Екатеринбурга. "Отцы города" испугались настолько, что решили призвать к борьбе против реформы так называемую межпартийную группу депутатов гордумы. Структура, неофициально существующая в стенах муниципального парламента, лоббирует интересы горадминистрации и транслирует в публичное пространство "нужные" тезисы.

23 октября депутатская группа собралась для обсуждения законопроектов. Для начала слово предоставили экспертам от администрации. Первым свою позицию обозначил председатель горизбиркома Илья Захаров. На мероприятии он выступал в роли эксперта в области муниципального законодательства, а не главы комиссии.

По мнению И.Захарова, законопроект об учете мнения населения "сырой" и противоречит Конституции РФ. "Ни одна из предусмотренных форм учета не фигурирует в федеральном законодательстве. Хотелось бы видеть среди вариантов публичные слушания, а еще лучше референдум", - пояснил он.

Следует отметить, что серьезное обвинение, брошенное Захаровым в адрес разработчиков законопроекта, скорее всего, несостоятельно.

"Господин Захаров часто путает колокола, не заглянув в святцы, - заявил "Уралинформбюро" директор Уральского института регионального законодательства Николай Воронин. – В законе сказано, что учет мнения населения проводится в соответствии с Уставом муниципального образования и регионального законодательства, которое, между прочим, является вышестоящим".

Н.Воронин посоветовал коллеге чаще перечитывать законы. "Я сожалею, что юристы сегодня занимаются политикой и топчут свое призвание", - добавил он.

Как передает корреспондент "Уралинформбюро", Илья Захаров не скрыл, что больше всего его волнует не "сырость" инициативы, а сам факт ее скорого принятия.

"Это - опасный симптом. Хоть сегодня и не говорят впрямую о дроблении Екатеринбурга, но все условия для этого создаются", - сказал он. И напомнил, что федеральный законодатель обязал регионы до 27 ноября принять лишь законы об избрании органов МСУ и о передаче полномочий по решению вопросов местного значения сельским поселениям. Что среднеуральское Заксобрание и сделало.

Захаров не преминул напомнить, что пока единственным крупным городом, решившимся на реформу МСУ, остается Челябинск, и якобы никакие другие мегаполисы всерьез возможность дробления на районы не рассматривают. "Один челябинский представитель мне рассказал, что никто до сих пор не понимает, как работать, что делать со 170 депутатами. Даже неясно, как им организовать рабочие места. Негласно решено, что 2015 год будет переходным, и полномочия районов будут номинальными. А в 2016 году, может быть, уже все вернется на круги своя", - рассказал Захаров.

Без камня в огород южному соседу не смог обойтись и другой спикер, вице-мэр Екатеринбурга по экономике Александр Высокинский.

"Да, Челябинск пошел в эту воду, дай Бог ему здоровья. О конкуренции городов говорить не буду. Но пока они 3-5 лет будут переписывать документы, мы будем двигаться вперед", - заявил чиновник.

По его мнению, с экономической точки зрения реформа не сулит Екатеринбургу ничего хорошего. Во-первых, изменение правил игры может отпугнуть инвесторов. Во-вторых, как и в Челябинске, муниципальным властям придется несколько лет заниматься не развитием мегаполиса, а "переписыванием бумажек".

Завершилось заседание традиционно – депутаты решили написать губернаторуЕвгению Куйвашеву  очередное обращение. В письме они попросят  "придержать лошадей" и остановить реформу.

При этом даже "прогородские" депутаты выказывают неуверенность в целесообразности этого шага. "Не уверен, что будет эффект от обращения", - заявил метростроевец Юрий Дозорец.

Однако присутствовавший в зале депутат Заксобрания, традиционно отстаивающий в парламенте интересы "серого дома", Нафик Фамиев порекомендовал муниципалам верить в свои силы. В качестве позитивного примера он привел историю с обращением гордумы к губернатору с просьбой не допустить удорожания льготного проезда в общественном транспорте.

Накануне стало известно, что сити-менеджер Александр Якоб и  Евгений Куйвашев договорились, что стоимость проезда действительно останется на прежнем уровне. Однако никаких денег на поддержку транспортных МУПов - именно этого добивался город – Екатеринбургу губернатор не дал. Лишь пообещал, что специальная рабочая группа рассмотрит варианты внесения изменений в региональное законодательство о социальной поддержке граждан.

Подробности переговорного процесса не разглашаются. Но наблюдатели считают, что глава региона также мог указать Якобу на необходимость повысить эффективность работы общественного транспорта. Так что победой Екатеринбурга итог переговоров назвать  никак нельзя.

Удивление экспертов вызывает тот факт, что городские власти в любом случае слишком рано впали в панику по поводу возможных изменений. Согласно региональному закону, органам МСУ дадут доработать до конца срока полномочий – то есть до 2018 года в случае столицы Урала.

"Я думаю, что здесь присутствует "упоение битвой" (имеется ввиду противостояние между "городом" и "областью" - прим.ред.). Любая тактическая уступка сейчас будет восприниматься как поражение, а этого горадминистрация допустить не может. В большей степени сейчас идет виртуальная борьба, борьба политических амбиций", - считает политолог Анатолий Гагарин.

Еще более странным видится поведение городских чиновников в свете того, что эксперимент проходит в Челябинске, до которого фактически рукой подать. Ничего сложного в том, чтобы пока спокойно наблюдать за процессом и делать выводы, нет. Времени достаточно.

Александра ГАЗИЗОВА

Актуальное