Игра на вылет

Уже в марте мы можем остаться без правительства и Думы. Именно так записано в ежедневнике Президента, то есть, конечно, в стратегическом плане Владимира Владимировича. Президент последователен в своих действиях: сказал, что будем мочить чеченцев - мочим, без всяких непонятных переговоров, пустых разговоров о липовом мире, отступлений и предательства. Решил проводить реформу власти - начал и довольно жестко. Уже в первые дни после инаугурации были образованы федеральные округа, а вскоре мы лишились губернаторов и спикеров региональных парламентов в Совете Федерации. Понял, что должен иметь право снимать губернаторов - пожалуйста, а за это наиболее толковым дал возможность избираться на свой пост в третий раз. Хороша президентская республика! Впрочем, сам ВВ пока что в себе уверен отнюдь не на сто процентов. Разворачивающееся наступление депутатов на правительство России тому только подтверждение. Не потому, что в этом есть слабость Президента или что у него ухудшились отношения с Думой, вовсе нет. Просто сейчас разворачивается кампания, которую все ожидали еще осенью. То, что правительство Михаила Касьянова обречено на скорую отставку, говорили практически сразу же после представления будущего премьера Государственной Думе. Правительству отводили полгода, но, к удивлению многих, оно продержалось чуть ли не в два раза дольше. И только когда сам Касьянов заявил, что в марте нас ожидает очередной кризис, стало ясно, что время пришло. Государственной Думе отводился год, то есть, уже в декабре двухтысячного она должна была быть распущена. Но результаты голосования, а, главное, преданность депутатов - чем бы она ни была вызвана - позволили Президенту растянуть удовольствие управления Думой. И все-таки пришло время умирать и ей. Погибающие стороны держатся вполне прилично: они верят в загробную жизнь, переселение душ и будущее воскресение. Радуются политконсультанты: скоро прибавится работенки. Искренне огорчены депутаты-одномандатники, особенно те, кто был избран в первый раз: у этих депутатская деятельность получилась слишком короткой, чтобы прочно закрепиться на завоеванных позициях. Правда, огорчаться пока что рано. В целом конфликт между Думой и правительством является продолжением прошлогодних схваток вокруг непредвиденных нефтяных доходов. Именно поэтому недоверие высказывается не всему кабинету, а в первую очередь министру финансов. Но это -лишь вершина айсберга. После прихода Путина к власти и ряда политических шагов и действий самого, наверное, популярного политика после смерти Сталина, не покидает ощущение, что несколько застенчивый, чуть заикающийся и совсем не страшный президент действительно знает, чего хочет. Проблема в том, чтобы угадать, чего он хочет. Кроме, конечно, процветания Родины, благополучия граждан и нашего всеобщего счастья. После уверенной, но все же неспокойной победы на президентских выборах прошлого года Владимир Путин фактически сразу же стал готовиться к следующим выборам. Для него действительно настоящей проблемой стал быстро выросший рейтинг, который, как правило, потом быстро падает. Именно для этого были заготовлены некоторые сценарии развития и страны в целом, и Путина как Президента. Но самые жесткие сценарии не понадобились: поддержка Путиным "Единства" в 1999 году позволила создать солидную пропрезидентскую фракцию в Государственной Думе, кроме того, поддержка Геннадия Селезнева помогла наладить сотрудничество с КПРФ, но самое главное даже не это. Рейтинг Путина настолько высок, что ради популярности среди населения против него выступают разве что правые, да и то изредка. Рейтинг не упал, в этом-то и зарыта если не вся собака, то какая-то ее главная часть. Сценарии прошлогодних роспусков Думы и отставки правительства не понадобились. Сейчас ситуация изменилась, надо понимать, не в лучшую сторону. Что выиграет Президент от столь жестких мер? Во-первых, хотелось бы отметить, что Путин как-то не привык отправлять людей в отставку. Отставка министра энергетики А. Гаврина из-за кризиса в Приморье стала репетицией, хотя как раз она-то и не была обязательной, по крайней мере, из-за приморских событий. Скорее всего, просто шла закулисная борьба энергетических компаний за ключевой пост в правительстве страны. Но нельзя сказать, что в стране все благополучно: промышленный рост затормозился, нефтяные сверхденьги прекратились, выплата внешнего долга стала общенациональной проблемой. Трудности переговоров по выплате наших долгов сначала вознесли М. Касьянова, а сейчас могут утопить. И все же, вряд ли все дело и в этом. Трудности каждый преодолевает по-своему. И очень распространенный способ любого правителя все спихнуть на своих подчиненных сейчас понадобился и Путину. Во-вторых, есть правило бюрократической системы: хочешь избавиться от людей - затей реструктуризацию конторы. Путин может сделать все наоборот: избавляясь от людей, он может реструктуризировать высшую власть страны. Например, ликвидировать правительство страны, слив его с собственной администрацией. Или придумать нечто подобное, что только укрепит его и без того почти что неограниченную власть. Тут только встает вопрос насчет Государственной Думы - ее-то, бедную, зачем распускать? По большому счету, незачем. Вряд ли "Единство" сильно увеличит свое представительство на внеочередных выборах. Другое дело, что "Единство" может измениться качественно и в лучшую сторону. Союзники из КПРФ наверняка сохранят свое представительство, ну, может, чуть сократившись в объемах. Для "Отечества" это будет провал, как и для "Яблока" с ЛДПР. СПС останется при скромных своих. Но можно все перевернуть и в другую сторону: если закон о партиях довести до ума, то участников выборов останется совсем немного. Путин этого и добивается. В таком случае роспуск Думы сейчас ему невыгоден, а депутатам, в свою очередь, можно притормозить процесс принятия закона о партиях в окончательном виде. Депутаты будут тормозить, и тогда Путину стоит ее распустить. Политическое колесо какое-то! И все-таки говорить о том, что Дума будет сейчас распущена, рано. Просто Думе сделали сигнал, который все ждали. Но что бы ни произошло 14 марта, Президент выиграет. Как привык выигрывать на непростой, хотя и сильно упростившейся за последний год, политической арене. Возможно, корни нужно искать не в рейтинге Президента, не в количестве фракций в Думе и не в кандидатуре председателя правительства (или как там будет называться высший орган государственной власти?). А в том, что идет перераспределение среди финансово-промышленных групп? Там потоки сложнее и интереснее. Но пока что стоит подождать 14 марта, день если и не Судный, то переломный. Андрей БЕЛЫЙ