Станут ли екатеринбургские думцы ветряными мельницами?

11 марта 2003 года для Екатеринбурга станет бюджетным апогеем - в этот день депутатам гордумы предстоит принять или не принять бюджет уральской столицы на текущий год. Оставим в стороне неоспоримый факт, что на дворе уже весна, а "Германа все нет". Затянувшийся бюджетный процесс можно считать первым и немаловажным шагом думцев к осознанию своего "я" во взаимоотношениях в городской администрацией. Пока что в активе депутатов проект бюджета, который, вне всякого сомнения, является первой уступкой мэрии городской думе. Он стал гораздо прозрачнее, налицо рост расходов по всем важнейшим социальным статьям, да и в целом бюджет вырос почти на 30%, что соответствует росту консолидированного бюджета Свердловской области. Но теперь народным избранникам предстоит сделать следующий шаг. На кону вопрос о выборе депутатов - между сомнительным компромиссом, в котором депутатам отводится почетная роль "ветряных мельниц", а мэрии - роль Дон Кихота, эти мельницы укротившем, и укреплением позиций и самих депутатов по отдельности, и в целом думы. Дивиденды в этом вопросе могут получить и только что образованные депутатские фракции "Единой России" и "Союза правых сил", которые претендуют на усиление собственной политической роли в жизни Екатеринбурга и гордумы. Несмотря на очевидные достоинства, сам по себе бюджет все равно остается весьма проблематичным по своему духу и концепции. Начнем с того, что его дефицит составляет почти 700 миллионов рублей, или 9,7% от объема доходной части. Такой дефицит не противоречит Бюджетному Кодексу РФ, однако вступает в противоречие с бюджетным посланием Президента РФ и всей бюджетной политикой России и Свердловской области. Мы уже привыкли к реальным и бездефицитным бюджетам. Например, при обсуждении областного бюджета-2003 в какой-то момент появилась цифра дефицита в 5-6%, но она была немедленно устранена. Екатеринбургская же мэрия упорно продолжает лоббировать дефицитные бюджеты с явной целью распоряжаться сверхдоходами без участия думцев. А то, что сверхдоходы будут, не сомневается никто. Это подтверждается и расчетами независимых экспертов, считающих, что городское финансово-бюджетное управление или не проявило должной квалификации при согласовании контрольных цифр по доходам бюджета или вполне намеренно "недосчитало" в доходную часть 254 миллиона рублей, которые для бюджета можно считать потерянными. Словом, более квалифицированная позиция городских финансистов позволила бы снизить дефицит бюджета более чем на треть. Есть серьезные проблемы и с расходами на городское управление. В прежние годы исполнение этой статьи зашкаливало все разумные пределы - от 208% до 235%. Лишь в прошлом году, и тоже не без усилий депутатов гордумы, оно уменьшилось, но все равно превышает 100%. Так что теперь от депутатов зависит будущая политика администрации города по собственной финансовой поддержке. Тем более, что в эту статью происходит явное "отвлечение" доходных источников с других расходных статей - практически с разделов социального бюджетного финансирования. Заметны в бюджетных строках и просто фантастические показатели роста поддержки средств массовой информации. Ежегодный прирост составляет до 500%!!! Приближение выборов мэра эту неожиданную тенденцию только усиливает. Между тем, депутатам впору заняться более глубоким изучением проблемы: почему это происходит, как расходуются деньги, счет которым идет уже на десятки миллионов рублей в год, и насколько оправдана такая политика мэрии. Приближающиеся выборы, чье дыхание все явственнее с каждым днем, отразились и на целевых программах. По мнению экспертов, состав программ свидетельствует об их ориентации на пропагандистские цели среди населения. Так, в 2003 году принята к финансированию трехлетняя программа "Одаренный ребенок", что выглядит нелогично при блокировании финансирования действующих программ "Дети-сироты" и "Развитие образовательного комплекса Екатеринбурга". Финансирование программы "Патриотическое воспитание молодежи" происходит на фоне прекращения финансирования программ "Социальная поддержка граждан с ограниченными возможностями "Инвалид", "АНТИ-ВИЧ/СПИД", "Неотложные мероприятия по сдерживанию и распространению туберкулеза в Екатеринбурге". Напрашивается вывод о том, что у мэрии уральской столицы нет четкой стратегии в финансировании городского хозяйства, и анализ цифровых значений свидетельствует об ориентации в большей части на ежегодные запросы, ситуационные подходы в решении проблем, требующих стратегического и долгосрочного видения. И, собственно, явное улучшение качества бюджета - следствие жесткой (по крайней мере, в сравнении с предыдущими годами) позиции депутатов, а не изменения методов работы городской администрации. Можно с уверенностью говорить, что именно итоги работы депутатов во время принятия бюджета могут сильно изменить расклад в думе, причем, вне зависимости от итогов голосования. В результате бюджетного голосования в думе возможно даже сформируется новая оппозиция, у которой есть шансы в дальнейшем стать думским большинством. Если мэрия после праздничных гуляний одержит очередную победу над депутатами, то это уже станет поражением "Единой России" в гордуме, а, следовательно, партия окажется перед выбором: или провести кадровую чистку думских рядов или смириться с тем, что депутаты-"единороссы" получили партийные билеты, но остались подконтрольными не партии, а мэрии. Если же депутаты 11 марта одолеют администрацию города, то тогда можно говорить о качественно новом уровне муниципального парламентаризма - и мэрия уже не будет играть единственную роль в политике города, а, по крайней мере, она разделит ее на двоих. Так или иначе, но для городских депутатов в эти весенние дни наступает свой момент истины.