Кому мешает Маслов?

Знают в полпредстве.

Ровно четыре года назад тогдашний глава ОАО "Корпорация Развития" Александр Белецкий близко к сердцу воспринял статью "Уралинформбюро", озаглавленную "Рывок с моста". Она была посвящена строительству моста через реку Надым.

Этот важный объект на Ямале должен стать частью Северного широтного хода, с которым эксперты связывают укрепление позиций России в Арктике. За возведение моста длиной 1 334 метра отвечает "Корпорация Развития". В 2011 году подряд на автомобильный сегмент, оцениваемый в 14 миллиардов рублей, при подозрительных обстоятельствах получило ООО "Мостострой-12", контролируемое тюменским бизнесменом с российско-израильским гражданством Александром Забарским.

В январе 2012 года директор департамента строительства и транспорта "Корпорации Развития" Тимофей Павлюченко написал заявление на имя председателя Следственного комитета РФ, в котором сообщил о выявленном факте приписок ООО "Мостострой-12" в размере 120 миллионов рублей. При этом, по его мнению, Александр Белецкий предпринял усилия для того, чтобы информация об этом никуда не просочилась. Но ее обнародовало "Уралинформбюро".

Северный широтный ход в изложении А.Белецкого

Как выяснилось позже, Белецкий нервничал не зря. Летом 2013 года на посту гендиректора его сменил Сергей Маслов. Свою работу он начал с ревизии деятельности прошлой команды по использованию средств акционеров Корпорации, которыми являются субъекты "тюменской матрешки".

Надымский мост стал первым звеном в зачистке "авгиевых конюшен". После изучения отчетов ООО "Мостострой-12" и масштабной экспертизы Корпорация отказалась выплатить генподрядчику более 2 миллиардов рублей в связи с недоделками и технологическими нарушениями. Конфликт закончился судебными тяжбами и удалением компании Забарского со стройплощадки. Мост в ускоренном режиме достраивал "Мостострой-11", выигравший проведенный дополнительно конкурс.

Проезд автотранспорта по мосту был открыт в сентябре 2015 года, сняв по сути транспортную блокаду Надыма. До этого момента движение шло через паром или по зимнику.

Парадокс в том, что мост построен, а рассчитаться за него акционеры не спешат. Это одна из важных особенностей "Корпорации Развития". Федеральных или частных средств в ней нет. Лишь деньги, внесенные в акционерный капитал учредителями – Тюменской областью, Ямалом, Югрой. Через своих представителей в Наблюдательном совете регионы "тюменской матрешки" контролируют деятельность Корпорации и ее менеджмента.

Интересная деталь. До прихода Маслова деньги в Корпорацию буквально текли рекой. Александр Белецкий "подписывал" губернаторов на миллиарды рублей через допэмиссию акций. При этом создал запутанную сеть "дочек" Корпорации, что позволяло обойти процедуру согласования серьезных трат с Наблюдательным советом, который по традиции возглавляет высокопоставленный сотрудник аппарата полпреда президента РФ в УрФО.

Команда Маслова год с лишним распутывала систему перекачки денег. Кстати, "Уралинформбюро" еще задолго до этого рассказывало о том, как при Белецком за 1,6 миллиарда рублей закупались ранее использованные турбины для возводимой на Ямале ТЭС "Полярная". Афера чистой воды, на которой группой физических лиц были заработаны миллионы долларов, и скандал с чешским банком, где был взят кредит в 330 миллионов евро, который, как утверждают источники, стал предметом неприятного для Кремля разговора на высоком межправительственном уровне.

Строительство этой энергостанции одобрил Наблюдательный совет Корпорации, гарантии дало правительство Ямала. Но только при Маслове выяснилось, что ТЭС "Полярная" в Салехарде никому не нужна! На оптовом рынке электроэнергии 1 кВт/час для снабжения ямальской столицы можно купить за 1 рубль. А себестоимость электроэнергии "Полярной", которую не могут построить четвертый год, превысит 3 рубля. Точнее, об этом знали и при Белецком, но почему-то предпочитали молчать и выбрасывать деньги на ветер, который дул в нужную сторону.

Вообще, многолетнее наблюдение за "Корпорацией Развития" (с момента ее зарождения под именем Корпорация "Урал промышленный – Урал Полярный") дает повод говорить о том, что эта прогосударственная идея первого полпреда президента России в УрФО Петра Латышева на определенном этапе реализации превратилась в генератор благополучия тех, кто к ней удачно "прислонился". Ныне покойный генерал полиции, искренне ратовавший за экономическое развитие федерального округа, представить себе не мог, какими бюджетными расходами будет управлять команда Белецкого. Если бы не приход в Корпорацию Сергея Маслова, то, вероятнее всего, куда утекли эти миллиардные ручейки, так бы и осталось тайной.

Если верить инсайдерской информации, Александра Забарского в большей степени разозлило даже не удаление его "Мостостроя-12" с надымского моста, а резонное требование Маслова вернуть в Корпорацию 4 миллиарда рублей, перечисленных во времена Белецкого за строительство железнодорожного подъезда, который на самом деле был уже построен задолго до этого. Бизнесмену пришлось вернуть деньги – и Маслов нажил в его лице серьезного врага, за которым проглядываются высокопоставленные чиновники.

Над мостом: А.Забарский, В.Дмитриев, Е.Куйвашев

И тут вспоминается, как три года назад, когда Маслова назначили главой ОАО "Корпорация Развития", в екатеринбургские СМИ пришли "посыльные" с пачками долларов, предложившие разместить статьи о новом гендиректоре. Судя по тому, что вышло в свет, Маслов был человеком весьма обеспеченным. И вывод напрашивался один – дело сибарита Белецкого, летавшего исключительно на частном бизнес-джете, по освоению бюджетных миллиардов из казны "тюменской матрешки" будет продолжено. Но реальность опровергла прогнозы.

Сейчас "посыльные" появились вновь. У тех, кто их послал, опять есть желание "слить" Маслова. Потому что он не только вернул в Корпорацию миллиарды выведенных рублей, но и не дал своим недоброжелателям хотя бы малейшего повода быть заподозренным в опустошении государственной казны. Это на Александра Белецкого при его директорстве у журналистов был компромат, который лишь многократно размножился при ревизии Корпорации. В конце прошлого года, как утверждают инсайдеры, Александра Самвеловича даже задерживали силовики при вылете из России за рубеж. И задавали вопросы про ТЭС "Полярную" и надымский мост. А что есть на Маслова? Поднимите Интернет – пусто.

На самом деле удивляет не то, что Сергей Маслов ничего не положил в карман, возглавляя Корпорацию. Он сродни Петру Латышеву, которого до сих пор вспоминают на Урале с большим уважением. Генерал восемь лет наводил порядок в УрФО и без устали работал за одну зарплату. После него в полпредстве так, увы, никто не работает.

Вопрос в том – кто наделил его полномочиями для декриминализации "Корпорации Развития"? Наверное, не ее акционеры. Они лишь проголосовали за предложенную аппаратом полпреда президента кандидатуру. Можно с уверенностью говорить, что наместник главы государства Игорь Холманских до "часа Х" с Масловым был незнаком. И тогда ответ один – его делегировал Кремль.

В таком случае сейчас там же будут решать вопрос о дальнейшей задаче для Маслова. Если государственный бюджет сможет инвестировать миллиарды в Северный широтный ход, то лучшего куратора этого проекта, в котором РЖД и "Газпром" попытаются лоббировать свои корпоративные интересы, трудно найти. Оставлять Маслова просто "рулиться" с губернаторами по поводу того, сколько бюджетных средств и для чего они вложат в Корпорацию, резона нет. Главы субъектов Федерации, входящих в "тюменскую матрешку", настолько потеряли общий язык друг с другом, что Владимиру Путину пришлось пойти на то, что губернаторы бюджетообеспечивающих Ямала и Югры стали "младше" главы Тюменской области, как это уже было при Ельцине.

Так что вопрос не в Маслове, как это, в частности, пытается представить екатеринбургский желтушный таблоид, в судьбе которого поучаствовал Белецкий и его друг-губернатор. На кону вся "Корпорация Развития", как системообразующая бизнес-структура Уральского федерального округа.

Андрей БЕЛЫЙ