Партиям России не хватает "пара"

Помитинговали и в архив.

Почти одновременно "Левада-центр" и "Комитет гражданских инициатив" Алексея Кудрина выступили с похожими заявлениями. Первые провели эксперимент и выяснили, что половина существующих партий россиянам не нужны, вторые – что по итогам кампании в Госдуму из более 70 останется около 20 партий. Остальные не смогут доказать свою состоятельность и буду ликвидированы в соответствии с законом.

В отдаленной перспективе их должно стать еще меньше. Сколько именно – вопрос пока открытый, тут возможны несколько вариантов. По мнению экспертов "Уралинформбюро", в ближайшие три года российской власти и отечественным политикам придется решить непростую задачу, как проскользнуть между революцией в формате Болотной и в формате Великого Октября – оба сценария пока исключать нельзя.

В своем эксперименте "Левада-центр" в ходе опроса "За какую партию вы бы проголосовали?" в список добавил выдуманную "Партию молодежи". Рейтинг этого несуществующего проекта оказался около 1%. Это немного, но столько же получили такие раскрученные бренды, как "Яблоко", "Зеленые", "Патриоты России".

"Результаты говорят о том, что партии, образующиеся по профессиональным или гендерно-геронтологическим признакам, безусловно, способны набрать определенное количество голосов, но не более того. "Партия пенсионеров", "Партия молодежи" не могут преодолеть барьер в 5%", - отмечает руководитель Уральского отделения ФоРГО Анатолий Гагарин.

По его словам, это не первый подобный эксперимент. К примеру, российский политтехнолог Константин Калачев регулярно включает в свои опросы "Партию любителей пива" – та гарантировано набирает около 2%. "По большому счету такие партии не становятся лидерами на политической арене. В итоге количество партий сократится сначала до 15-20, а потом и до 10", - резюмирует Анатолий Гагарин.

"Если начать с предыстории, зачем было разрешено такое количество партий – после Болотной очень многие слои населения не смогли найти себя, ассоциировать себя с теми депутатами, которые прошли в Госдуму. И для "выпуска пара" была предложена закономерная схема, позволяющая любым политическим платформам работать в легальном поле. Но в итоге мы видим, что если у оппозиции нет западных денег и народной поддержки, то страна потихонечку отползает к тому, что было", – считает руководитель исследовательского центра "Аналитик" Андрей Мозолин.

"Прежде всего, надо понимать, что начатая после прошлых выборов в Госдуму реформа партийной системы, облегчившая процесс создания партий – это была система "выпуска пара". А дальше начала складываться система внутрипартийных олигархий, когда каждый лидер предпочитал создавать что-то свое, нежели объединяться с кем-то", - согласен с ним директор Института региональной политики Андрей Русаков.

Согласно докладу "Комитета" Кудрина, основной вал ликвидации партий, де-факто не участвующих в политической жизни, пройдет в 2019-2020 годах, после президентских выборов. Из 72 останется 15-20.

По закону, чтобы сохранить свою регистрацию, партии надо выполнить одно из пяти условий: принять участие в выборах в Госдуму, зарегистрировать своего кандидата на выборы президента, поучаствовать в выборах глав не менее 9 регионов или 17 региональных парламентов или 43 муниципальных дум. Пока эти условия выполнены лишь у 14 партий, участвующих в выборах в Госдуму. Еще у 10 есть шанс преодолеть барьер в оставшиеся три года. Для этого, к примеру, "Партии пенсионеров России" необходимо заявить своих кандидатов на выборах еще четырех губернаторов. "Гражданской позиции" достаточно выдвинуть своих кандидатов на выборы еще одного регионального парламента.

"С самого начала появления этих более 70 партий было понятно, что система должна оздоравливаться, и она будет оздоравливаться естественным путем", - отмечает Анатолий Гагарин.

Возникает вопрос о том, до какой степени система должна "оздоравливаться", сколько партий должно остаться в итоге.

На сегодняшний день в мире существует несколько состоявшихся систем власти. "Двухпартийная" – как в Англии и США, где борются две примерно равные друг другу политические силы, "Европейская" - в состав национального парламента входят представители до 10 партий, каждая из которых имеет возможность доминировать на определенный период времени, и "Советская" – диктатура одной партии.

В современной России ни один из политических проектов так и не смог закрепиться в качестве "спарринг-партнера" для партии власти. В то же время, как отмечают эксперты "Уралинформбюро", какая-то альтернатива "Единой России" необходима. Потому что это - основной способ снизить недовольство населения, и потому что без этого рано или поздно уйти с политической сцены придется самой ЕР, теряющей навыки борьбы в отсутствие конкурентов.

"Не думаю, что в конечном счете мы придем к советскому варианту. Государство сегодня заинтересовано в том, чтобы на политическом поле было несколько спектров. Но и явного претендента на роль "второй партии" нет – есть лишь ЕР, единственная, чей партаппарат работает между выборами и работает хуже, чем мог бы при наличии конкурента. Но я бы воздержался от прогнозов – на мой взгляд, судить можно будет лишь после выборов президента в 2018 году", - считает Андрей Мозолин.

"Можно предположить, что в конечном счете останется порядка 5 партий. Из них одна будет явной доминантой, а остальные будут бороться за второе место. При этом список этих партий будет периодически обновляться по мере появления и формирования в обществе тенденций и запросов. По мере актуализации эти тенденции будут перехватываться партией власти. Просто у нас исторически так сложилось, что формируется система, при которой в политпространстве может доминировать лишь одна партия", - отмечает Анатолий Гагарин.

"Чуда не произойдет. Останется 4-5 партий, на этом, как говорил Ленин, "детская болезнь партийного строительства пройдет". Даже богатая Америка не может позволить себе содержать больше двух партий, поскольку это дорого: требует и денег, и, чего не хватает еще больше, лидеров. У нас, я думаю, можно говорить об особом пути – формировании системы из 4-5 партий, из которых одна является постоянной доминантой, а остальные борются между собой за второе место. Полагаю, так оно и будет", - уверен Андрей Русаков.

Игорь ЧУКРЕЕВ

Актуальное