Полномочий туманный возврат

Что не простит Тунгусов Паслеру?

Выборы закончились - политические фигуры вернулись на привычный фронт. В Екатеринбурге это означает к борьбе за отнятое.

В 2015 году в многолетней войне между властями Свердловской области и екатеринбургской мэрией наступил перелом. Команда губернатора Евгения Куйвашева выбила слабое звено противника. Последовательно лишила городскую администрацию полномочий в градостроительстве, разграничении нераспределенных земель и рекламе.

Как публично заявляли представители губернаторской администрации, это были каналы коррупционных денег. И, судя по всему, они не ошибались. Контролируемые вице-мэром Владимиром Тунгусовым СМИ устроили истерию на медийном поле. А девелоперы и бизнесмены тем временем стали забывать дорогу в "Серый дом" к городским чиновникам.

В мае 2016 года федеральный центр решил перестраховаться перед сентябрьскими выборами в Госдуму. И примирил Куйвашева с Тунгусовым, отправив последнего в кресло главы губернаторской администрации.

Как утверждают инсайдеры, одним из условий "водяного перемирия" было возвращение региональной столице былых полномочий. Хотя со стороны это могло показаться нелогичным: коли Тунгусов перебрался из городской ратуши в губернаторскую резиденцию, так зачем же восстанавливать прежний коррупционный поток? Но знающие люди намекают - деньги любят тишину и привычное русло.

Пусть будет так. Летом начались совещания по формированию комиссий, которые должны были выработать "дорожную карту". По сути передаточный процесс был заморожен областным правительством. Что привело Тунгусова к ненависти главы правительства Дениса Паслера, с которым он еще недавно был в антигубернаторском партнерстве.

Фактически обе стороны ждали сентября. С Тунгусова требовалось показать явку и процент проголосовавших за "Единую Россию" в Екатеринбурге. Явка оказалась меньше, чем на думских выборах 2011 года. Партия власти в мегаполисе не смогла взять и 40% голосов, хотя в целом по Свердловской области эту планку единороссы преодолели.

За что хвалить Тунгусова? Поговаривают, что "голосовательные машинки" все-таки были включены в Екатеринбурге, иначе результат был бы еще хуже. При этом утверждается, что в Нижнем Тагиле к выборам оппозиции не придраться.

Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Как реагируют на результаты выборов в министерствах?

В областном Мингосимуществе еще с июля лежит некое соглашение, по которому министерство должно вернуть прежние "наделы". "Больше об этом речи не идет: на совещании в среду обсуждали только механизм обмена информацией с мэрией по земельным вопросам", - рассказал "Уралинформбюро" источник в ведомстве.

Аналогично выглядит ситуация и с Минстроем. Только тут все даже чуточку проще: министр Сергей Бидонько выиграл выборы в Госдуму, покидает ведомство, его сменщик пока не назначен. И, соответственно, никто не торопится что-либо менять. Кстати, в окружении Тунгусова, как говорится, спали и видели переезд Бидонько в Москву. Теперь главе администрации надо быстренько посадить в министерское кресло своего человека и "двинуть процесс".

Любопытно, что мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман тем временем подписал письмо в Верховный суд РФ об отзыве иска по опротестовыванию закона, согласно которому у мэрии забрали градостроительные полномочия. "Письмо отозвано, потому что ведем переговоры с областью и надеемся на исход этих переговоров", - сообщила "Уралинформбюро" пресс-секретарь градоначальника Виктория Мкртчян.

Но в чиновничьих кабинетах обсуждают версию о том, что иск отозвали в связи с его опасной бесперспективностью. Мол, доподлинно стало известно, что "горожане" суд проиграют, а после этого никакие пересмотры уже будут невозможны в принципе. А так еще можно поспорить.

Как отмечают эксперты "Уралинформбюро", бесперспективность иска была очевидна с самого начала. "Законопроект, ведь, не просто так принимается: были экспертные заключения, были заседания комитетов и комиссий, было решение спикера и облсуда, наконец. Если бы Верховный суд что-то отменил, то вопрос возникал: если у нас спикер Людмила Бабушкина допустила принятие одного, как оказалось, незаконного документа, то что они там еще напринимали?" - отмечает директор Института региональной политики Андрей Русаков.

Целью иска изначально была лишь демонстрация намерений и поддержка вопроса в актуальном состоянии. Главное - вовремя "включить заднюю" и красиво оправдаться.

Показательно и то, что в Минстрое полностью заморожена вся работа по разработке проекта "Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург". Это - принципиальный документ, который позволяет без отмены закона вернуть полномочия мэрии. О его важности говорит тот факт, что в разгар избирательной кампании Владимир Тунгусов добился-таки созыва совещания "в верхах", суть которого свелась к публичной клятве губернатора все вернуть.

Согласно приказу министерства, проект должен был быть рассмотрен 10 сентября. Но тишина. "После того, как летом Денис Владимирович Паслер дал поручение представителям городской администрации рассмотреть и подготовить новый проект, никаких совещаний пока еще не было", - сообщила "Уралинформбюро" член комиссии по подготовке проекта, депутат Заксобрания Галина Артемьева.

Это же подтвердили и в мэрии. "Комиссия еще ни разу не собиралась. Я, по крайней мере, ни на одном заседании не был. Позиции сторон требуют сближения, и лишь когда этот процесс начнется, начнется и все остальное, насколько понимаю", - пояснил замначальника Департамента градстроительства мэрии Тимур Абдуллаев.

Тем временем мэр Нижнего Тагила Сергей Носов, подводя итоги Единого дня голосования, заявил журналистам: "Я результатом доволен". Еще бы - в отличие от Владимира Тунгусова он обеспечил у себя в муниципалитете высокую явку, высокие рейтинги партии власти, да еще и победу малоизвестного профсоюзного работника "Уралвагонзавода" Алексея Балыбердина над политическим "тяжеловесом", эсером Александром Бурковым. Аналогичных результатов Администрация президента ждала и в областном центре от главы администрации свердловского губернатора, но, как говорят, "не шмогла".

В новых реалиях мэрия Екатеринбурга вполне оправдано надеется на "процесс сближения сторон". Больше с такими результатами выборов надеяться, собственно, и не на что, только на добрую волю губернатора.

Игорь ЧУКРЕЕВ