Кремль не оценил Тунгусова

На перспективу.

Свердловские чиновники ждали пятницы 23 сентября. Губернатор Евгений Куйвашев вернулся после отчета о выборах из Москвы и на совещании должен был обозначить стратегию дальнейших действий. Она по сути укладывается в простой тезис: выборы депутатов закончились – началась подготовка губернаторских выборов 2017 года. Главный вопрос – кто победит? Попутный – с кем на них пойдет Куйвашев?

Собравшись перед уикендом в волнительном ожидании, министры остались в подвешенном состоянии. За октябрь в губернаторской администрации будут сделаны некие выводы. Своих постов могут лишиться главы муниципалитетов, не показавших высокий процент голосов за "партию власти" - Дегтярск, Белоярский, Малышево. Екатеринбург тоже ниже среднеобластной планки, но Ройзман с Якобом могут и дальше спать спокойно. Их и раньше снять не могли, а теперь и подавно. Похвалы заслужил лишь мэр Нижнего Тагила Сергей Носов, и есть за что.

Как утверждают источники "Уралинформбюро", главные вопросы остались неозвученными. Точнее сказать, Москва не дала на них ответа.

Кремлю, собственно, сейчас не до будущего Свердловской области. Идет раздел ключевых постов в новой Госдуме. С прицелом на президентские выборы 2018 года.

Надо полагать, больше всех весточки из Москвы ждал и не дождался глава губернаторской администрации Владимир Тунгусов. Это у него на "черный день" припасен стул в мэрии Екатеринбурга. Выборный "подряд" закончился, а куда ему шагать дальше?

Свердловская область становится заложницей губернаторских выборов. Прямого волеизъявления жителей региона не было слишком давно – с 2003 года. У любого из потенциальных претендентов опыта губернаторской гонки нет. И потому нет явного лидера.

Нынешняя победа "Единой России" мало что проясняет. Тот же Сергей Носов – член Высшего совета партии. И глядя на фантастическую победу в Нижнетагильском округе малоизвестного Балыбердина, все понимают – эсера Буркова победил мэр Носов. То есть, если бы 18 сентября в Свердловской области проходили губернаторские выборы, Сергей Константинович обеспечил бы триумф "Единой России" над оппозицией.

Судя по всему, это была роковая ошибка Буркова - заменить Свердловский округ (с центром в Екатеринбурге) на Нижнетагильский. Его шансы на мандат Госдумы в мегаполисе были гораздо выше, чем в Танкограде.

Весьма вероятно, что кто-то уговорил эсера перспективой легкой добычи, каковой представлялся Балыбердин. Победа над ним была бы оплеухой не только Носову, но и уральскому полпреду президента Игорю Холманских, выдвинувшему молодого профсоюзника в кандидаты. Учитывая поддержку, оказанную Тунгусовым "Справедливой России" на думских выборах 2011 года, эксперты подозревают, что и на сей раз не обошлось без главы губернаторской администрации. Есть такая стратегия - возвышайся сам, создавая проблемы другим.

На беду Тунгусова не только он докладывает в Москву о политической ситуации в регионе. Это делает аппарат полпреда, силовики, и даже Носов, исходя из того, какой город он возглавляет. Как утверждают инсайдеры, выборы по Нижнетагильскому округу были в Кремле на особом контроле, и там нет иллюзий, откуда взялся Бурков. И каким электоральным потенциалом он обладает.

К губернаторским выборам один из лидеров "Справедливой России" готов уже сегодня. Воспитанник Антона Бакова (который, кстати, боролся в 2003 году за губернаторский пост с Эдуардом Росселем) может отказаться от региональных амбиций лишь в одном случае – если он сменит сдающего на глазах Сергея Миронова на посту лидера партии.

У Буркова, как и у Ройзмана, свой несгораемый электорат. Нынче градоначальник Екатеринбурга воспылал любовью к "Яблоку". А завтра он в обмен на пост в областном правительстве объединится с Александром Леонидовичем. Куйвашев ему такое предложение не сделает – это будет воспринято, как политическое поражение. Для многих в Свердловской области хватило и того, что Тунгусов переехал из мэрии в губернаторскую резиденцию. И как знать, каких дров наломают Саша с Женей!

Носов с Бурковым не единственные претенденты на губернаторский пост, чьи шансы котируются в кругах политологов. Особенность Свердловской области – стремление к многополярности. Ей просто противопоказан монополизм, который убьет все живое на экономическом поле и в общественных процессах. Вспомним, что при мощном губернаторе Росселе был сильный мэр Екатеринбурга Чернецкий. И этот политический спарринг дал рост региону.

Мечта Тунгусова - подобрать все под себя. После того, как Чернецкий уехал в Совет Федерации, "серый кардинал" мэрии стал верховодить в Екатеринбурге. Город зашел в ступор. Без губернаторского пинка чиновники даже снег не могли убрать. Зато лихо распоряжались градостроительными и земельными полномочиями, пока область не забрала их себе под флагом борьбы с коррупцией.

Теперь "на кону" стоит Свердловская область. Учитывая уровень и стиль управления Тунгусова, перспективы региона представить не сложно. Что априори ставит перед Кремлем вопрос – нам придется помогать вам работать? Так лучше мы сразу поставим антикризисного управляющего.

Надо отчетливо понимать, что федеральные и региональные выборы – процессы разного уровня. Для Кремля нынче были важны результаты голосования по Госдуме, и там не обращали внимание на тунгусовские маневры на выборах парламента Свердловской области. И кто теперь, к примеру, представляет Екатеринбург в Заксобрании? Приближенные к Тунгусову директор цирка и директор паназиатского рынка. Посмотрите для сравнения в соседних регионах УрФО – есть там аналогичные политические персоналии?

Президентские и губернаторские выборы, к счастью, разнесены по годам. Клоунаду с рыночным акцентом в 2017-м на Среднем Урале продублировать не дадут.

Вадим ДЫНИН