А.Филипенко: "Для Югры вполне реально добывать 240-250 миллионов тонн нефти в год"

21 мая 2003 года Губернатор, Председатель Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко на пресс-конференции для журналистов окружных СМИ прокомментировал ряд политических и экономических событий, произошедших в стране и округе. - Александр Васильевич, Вы присутствовали на слушании Послания Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. Президент достаточно четко обозначил задачу - увеличить темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП) в два раза. А каков потенциал у Ханты-Мансийского автономного округа по увеличению валового регионального продукта (ВРП)? А.Филипенко: Возможность значительного увеличения ВРП в округе сегодня ограничивается несколькими факторами, главный из которых - проблема реализации нефти. Мы, как и все российские производители нефти, серьезно ограничены в транспортировке углеводородного сырья, хотя, с другой стороны, надо учитывать конъюнктуру и иметь способность заниматься менеджментом для эффективной торговли. Все остальное, с точки зрения имеющихся сегодня запасов и инфраструктуры округа, говорит о том, что мы можем расти. Для Ханты-Мансийского округа вполне реально добывать 240-250 миллионов тонн нефти ежегодно. Этого достаточно, чтобы обеспечить темпы роста экономики. В прошлом году мы добыли на 16 миллионов тонн нефти больше, чем в 2001 году, и достигли отметки 209,9 миллионов тонн. Прирост составил 8 %. В этом году мы прогнозируем рост добычи в пределах 10 процентов, что подтверждают показатели добычи в I квартале 2003 года - извлечено из недр на 6,5 миллионов тонн нефти больше, чем в аналогичный период прошлого года. Еще раз подчеркну, что темпы экономического развития Югры доказывают, что Ханты-Мансийский автономный округ в состоянии выйти на уровень ежегодной добычи в 240 миллионов тонн нефти. - Что Вы думаете о возможности формировании Правительства Российской Федерации по принципу парламентского большинства? Может ли это отразиться на работе органов власти в регионах? А.Ф.: Сейчас предполагать что-то по этому поводу достаточно сложно. Существующие конституционные нормы не содержат механизма формирования Правительства по принципу парламентского большинства. Это - компетенция и добрая воля Президента. Я понимаю логику, на которой базируются подобные предложения со стороны, прежде всего, политических партий. Но для начала надо найти политическую партию, которая обладала бы явным большинством в парламенте. Коль такой не существует, надо вести речь о коалиционном Правительстве. В принципе, я за появление парламентского большинства и за формирование им состава Правительства. Необходимо чтобы в таком Правительстве принципиальность сочеталась с профессионализмом, а политическая окраска того или иного претендента на высокий пост не превалировала над его профессиональными качествами. - Как Вы считаете, насколько Президент В.Путин в своем послании был критичен в отношении федерального Правительства? А.Ф.: На мой взгляд, Президент критиковал Правительство резко лишь в части того, что оно не занимается в полном объеме административной реформой. Владимир Путин завершил свою критику высказыванием о необходимости политического толчка для активизации работы Правительства. Административная реформа - сложнейшая проблема. На мой взгляд, ничего хорошего не может получиться из реформы, которая доверяется самой реформируемой структуре. Все кончится тем, что эта структура найдет убедительные доказательства для своего существования в прежнем виде или с добавлением еще человек двухсот. Принципиально важно сейчас сделать другое - изменить качество работы федерального Правительства, а для этого надо изменить принцип его работы. Правительство должно быть функциональным и, прежде всего, работать на формирование условий в тех сферах жизнедеятельности, которые доверены ему государством. Я абсолютно согласен с Владимиром Путиным, когда он говорит, что сегодня многие ведомства продолжают работать, по сути, в "советском режиме", пытаясь руководить, управлять, командовать, вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, хотя уже давно нет предприятий, с которыми можно таким образом поступать. - Как Вы оценивает перспективу вступления России в ВТО? А.Ф.: Формально вступление в ВТО означает, что наши предприятия должны быть конкурентоспособны, в противном случае - они погибнут. Это с точки зрения формальной логики. С другой стороны, я думаю, мы просто обязаны воспользоваться механизмами, которые позволяют в этих условиях защитить своего собственного производителя. Сегодня очень многие страны стремятся или уже вступили в ВТО. Подписывая соответствующие соглашения, стороны оговаривают очень многие условия. Прежде всего, условия защиты собственных производителей. Поэтому, мы должны не стесняясь и достаточно жестко защитить тех, кто действительно не сможет существовать в новых условиях. Следует отметить, что вступление в ВТО не означает, что все нормы этой организации будут автоматически и в равной степени перенесены на вступающую сторону. Вероятно, будет определен какой-то переходный период, который предотвратит негативные последствия для российских предприятий. - Почему задерживается открытие Нефтяной биржи в Ханты-Мансийске? А.Ф.: Процесс оказался более сложным, чем это виделось. Я предполагал, что за полгода мы прошагаем весь путь становления. Проблема заключается в том, что мы - Правительство округа и многие заинтересованные федеральные ведомства, пока не смогли консолидировать участников процесса из-за нехватки свободного ресурса у потенциальных участников нефтяного рынка. На днях в Москве состоится "большой сбор", где будет продемонстрирована степень готовности Нефтяной биржи к началу работы. Встреча представителей всех заинтересованных в разрешении этой проблемы сторон, состоится там же. Материал предоставлен пресс-службой Губернатора ХМАО