Петр Латышев: "У меня ни разу не возникала мысль, что я нахожусь "в тылу врага"

Интервью полномочного представителя Президента России в Уральском федеральном округе Петра Латышева комментатору Свердловской государственной телерадиокомпании Наталье Горбачевой Н. Горбачева: Уважаемый Петр Михайлович, начнем с главного. Решена ли в Уральском федеральном округе проблема приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным? П.Латышев: Да, действительно, это - базовая задача. Невозможно вести речь о формировании единого экономического пространства, о формировании единого культурного, научного, информационного пространства, если нет единого правового пространства, единого конституционного поля. В этом отношении не только в Уральском федеральном округе, а в целом по стране ведется очень большая работа. Более тысячи законодательных, нормативно-правовых актов в субъектах Российской Федерации приведено в соответствие с федеральным законодательством и Конституцией России. И мы считаем, что, сформировав единое правовое пространство, мы получаем возможность для более динамичного развития в других сферах, например: снятие административных барьеров, ограничений для определенных субъектов экономической деятельности (например, их регистрации) и т.д. 22 марта 2001 года я принимал участие в работе совещания в Москве, которое проводил Конституционный суд. На нем обсуждались проблемы взаимодействия в сфере конституционного судопроизводства в условиях единого правового пространства. В этом совещании принимали участие представители судебной власти, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции. Активно обсуждался вопрос о необходимости качественного улучшения деятельности конституционных и уставных судов субъектов Федерации. Их деятельность во многом поможет нам создать условия, в которых невозможно будет принимать правовые акты, противоречащие федеральному законодательству. Н. Горбачева: Что такое "качество" работы конституционных и уставных судов субъектов Федерации? П.Латышев: Во-первых, в настоящее время основная задача - повышение активности и роли уставных судов субъектов Федерации и конституционных судов республик в осуществлении конституционного контроля за нормотворчеством. Если у нас заработает этот институт, и на хорошем уровне будет осуществляться деятельность органов юстиции, которые проводят правовую экспертизу законодательных, нормативно-правовых актов, осуществляют их регистрацию, когда будет на должном уровне прокурорский надзор за исполнением законов, тогда в стране будет создана обстановка, где управляет закон. Закон должен стать выше политики при принятии решений. К этому положению мы должны прийти. Работа, которая проводилась в стране по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными законами и Конституцией, затем логически продолжается деятельностью всей судебной системы, направленной на закрепление достигнутых результатов с целью обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации. Это и защита законных прав и интересов граждан, и защита субъектов экономической деятельности. Кстати, 21 марта в Москве состоялась вторая конференция "Предпринимательство и бизнес". Вы знаете, что Президент неоднократно в своих выступлениях и интервью прямо говорит о том, что сегодня является серьезнейшим препятствием на пути развития экономики, малого предпринимательства. Н. Горбачева: На малый и средний бизнес оказывают давление, с одной стороны, криминал, а с другой - чиновники. Какие меры в этом отношении принимаются? П.Латышев: Противопоставить произволу чиновника, бюрократа можно лишь закон. Точнее - необходимо обеспечить исполнение этого закона. Если чиновник устанавливает различные ограничения, которые выходят за правовые рамки, если в органах исполнительной власти не принимаются решения, создающие условия для развития малого бизнеса, но которые обязаны приниматься в соответствии с законом, то мы должны заставить этого чиновника действовать в рамках, определяемых законом. Приведу такой пример. Когда в Москве проводили выставку современных наукоемких технологий в производстве, то 60 процентов экспонатов - продукция малых предприятий. В Уральском федеральном округе малый бизнес развивается, к сожалению, лишь в сфере торговли, общественного питания и услуг. Лишь 30 процентов малых предприятий работает в промышленности. Представители регионов, входящих в состав Уральского федерального округа довольно активно участвовали в работе конференции по малому предпринимательству. Думаю, что эта конференция может дать серьезный импульс развитию малого бизнеса в УрФО. Одним из решений, конференции рекомендовано создание в федеральных округах комиссии по противодействию административным барьерам, препятствующим развитию малого предпринимательства. Нами планируется создание такого совещательного органа, который бы рассматривал все проблемы, связанные с развитием малого и среднего бизнеса. Конечно, в этой сфере необходимо принимать конкретные решения, и мы будем это делать. Н. Горбачева: Петр Михайлович, что стоит за категорией единого экономического пространства, в том числе, и в отношении Уральского федерального округа? П. Латышев: Следует уточнить, что в компетенцию полномочного представителя Президента РФ и его аппарата не входит руководство экономической деятельностью субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа, и экономической деятельностью округа в целом. Наша задача - это анализ положения дел в экономике округа, регионов, входящих в состав УрФО, внутри отдельных отраслей, а также выявление факторов и обстоятельств, негативно влияющих на процесс экономического развития. Деятельность Центра экономического планирования и прогнозирования главным образом будет подчиняться именно этим задачам. В качестве конкретного примера приведу Курганскую область - единственный дотационный регион среди шести субъектов округа. Как вам известно, Уральский федеральный округ в формировании федерального бюджета делит второе - третье места с Приволжским федеральным округом. В то же время в Курганской области уровень жизни в 2,5 раза ниже, чем в среднем по УрФО. Почти на 80 % Курганская область финансируется за счет федерального центра. В течение последних лет вдвое сократился общий объем продукции, производимой сельским хозяйством области, по отдельным видам производство сократилось в пять - семь раз. В этой ситуации наша первая задача - изучение обстановки, которая сложилась в Курганской области, чем и занимается Центр экономического планирования и прогнозирования совместно с федеральными органами исполнительной власти, министерством сельского хозяйства России совместно со специалистами Курганской области. Задача номер два - общими усилиями найти варианты, пути выхода из кризисной ситуации. Это и есть координация общих усилий по нормализации обстановки. Н. Горбачева: Но ведь при администрации Курганской области есть соответствующие органы, специалисты, которые занимаются решением данных проблем? П.Латышев: Да, действительно, соответствующие структуры и люди есть. Но в то же самое время пока не удается найти оптимального решения. Во время своего визита в Курганскую область я разговаривал с главой одного из районов. Обсуждали проблему кризиса в агропромышленном комплексе. В настоящее время сложилась такая ситуация, что в Курганской области программ выхода развития сельского хозяйства по сути не существует. Подобные проекты разрабатывались, но ни один из них не был утвержден. На совещании специалисты АПК области прямо заявили, что пути выхода из кризиса они не видят. Следовательно, наша задача - привлечь тот потенциал, который может оказать реальную помощь. Это наука, органы государственной власти федерального уровня, в том числе Министерство сельского хозяйства. То есть мы выступаем в качестве координирующего органа. Мы поможем Курганской области. Н. Горбачева: Действительно, Курганская область находится в таком бедственном положении, что пошли слухи - не целесообразно ли ее поделить между экономически более сильными регионами. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу. П.М. Латышев: Я уверен, что подобные разговоры порождены действительно не самым благоприятным положением дел в области. Если не видят других выходов из ситуации, считают, что проще разделить область между другими субъектами Федерации, в которых уровень жизни значительно выше, и, используя дополнительные ресурсы более благополучных регионов, поднять уровень жизни. Но правильно ли это, исчерпаны ли другие пути выхода из кризиса? Курганская область имеет богатый потенциал. Сельское хозяйство сегодня востребовано, по оценкам специалистов-аграриев, есть предпосылки для того, чтобы Курганская область динамично развивалась и преодолела кризис. Н. Горбачева: Одна из основ российской экономики - добыча углеводородного сырья. Что можно сказать о ситуации в нефтегазовом комплексе Уральского федерального округа? П.Латышев: Если вести речь об экономике Уральского федерального округа в целом и роли полномочного представителя Президента РФ, то сегодня активно ведется работа по подготовке совещания в Ханты-Мансийске по проблемам энергетической стратегии страны и эта инициатива нашла одобрение у главы государства. Основной вопрос, который будет рассмотрен - это развитие территории, на которой расположены основные российские мощности по добыче нефти и газа. Мы находимся в довольно сложном положении, если иметь в виду вопросы энергетической безопасности. Ведь чтобы удержать объемы добычи, необходимо осуществлять геологоразведочную деятельность в объемах один к одному. Но, к сожалению, темпы восстановления минерально-сырьевой базы, т.е. разведочное бурение, подготовка новых месторождений к добыче углеводородного сырья значительно отстают от темпов разработки существующих месторождений. За это время мы предметно изучили существующую обстановку. Кроме этого, проведен целый ряд проверок в части исполнения Закона о недропользовании, о лицензировании. На сегодняшний день мы совершенно ясно себе представляем положение дел в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Подготовлены конкретные предложения по преодолению негативных тенденций в нефтегазодобывающей отрасли. Запланирован ряд совещаний по выработке экономической стратегии и подготовке апрельского совещания в Ханты-Мансийске. В работе этого совещания примут участие руководители федеральных министерств, полномочный представитель Президента РФ, а также губернаторы Тюменской области, Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов. Проведение такого совещания будет содействовать выработке и утверждению экономической стратегии страны. Думаю, принятые решения будут способствовать устранению диспропорций в отрасли, комплексному развитию регионов, на территории которых осуществляется добыча. А 30-31 марта в Сургуте будет проведено совещание с участием вице-премьера Виктора Христенко, руководителей Минтопэнерго, представителей РАО "ЕЭС России", глав субъектов Уральского федерального округа по вопросам электроэнергетики и оптимизации работы в этой отрасли. Н. Горбачева: Считается, что сферу федеративных отношений в России еще предстоит развивать, и многие вопросы в этой области до сих пор не решены. Имеется в виду и разграничение полномочий между органами государственной власти, а также между субъектами Федерации и центром. П.Латышев: Да, действительно, проблема объективно существует, и с ней мы столкнулись, реализуя политику по формированию единого правового поля. Процесс разграничения сфер ведения, разграничения полномочий, по существу, уже начат. Приводя в соответствие с федеральными законами нормативно-правовые акты субъектов Федерации, мы уже приступили к реализации концепции разграничения полномочий в сфере компетенции органов государственной власти. Проверки показали, что часто принцип компетенции, установленной законодательством, нарушается: происходит незаконное перераспределение полномочий, и это необходимо устранить. Мы не предъявляем претензии к органам государственной власти субъектов РФ в части их законной деятельности. Однако зачастую им приходилось брать на себя функции федеральных органов исполнительной власти, так как последние их выполнить не могли. Не секрет, что в значительной степени многие федеральные программы в субъектах Федерации финансировались из средств местных бюджетов, а не из федерального бюджета. Таким образом, во многом непонятная ситуация с компетенцией органов государственной власти, разграничением полномочий центра и регионов является итогом неблагоприятного экономического положения. Процесс разграничения полномочий между органами государственной власти и управления является многоступенчатым. Во-первых, это - выработка рекомендаций и их рассмотрение, во-вторых, будет задействован судебный механизм, в-третьих - принятие нормативно-правовых актов, а также внесение изменений и дополнений в существующее законодательство. Работа не обещает быть простой и, очевидно, займет длительное время. И формирование единого правового пространства будет являться как раз той основой, благодаря которой удастся ситуацию с разграничением полномочий решить. Н. Горбачева: Мне кажется, что любому человеку в округе, в принципе, все равно, у кого полномочий больше - у полпреда или у губернатора:. П.Латышев: Если говорить о полномочиях власти в контексте ее обязанностей, то это важно для каждого. Сегодня обычного гражданина беспокоит то, что он не может найти ответа на вопрос: кто должен помочь в решении какой-либо проблемы. Люди обращаются к нам в общественную приемную. До этого они проходят с десяток различных инстанций, и федеральных, и местных, и не находят ответа. Сегодня защитить свои права в нашей стране очень сложно, и судебные дела тянутся иногда по шесть - семь лет. Кто заинтересован в разграничении компетенции органов государственной власти, а скорее, их ответственности? Прежде всего, люди. И разрешение данной проблемы позволит, наконец, уменьшить бюрократическую волокиту, в частности, с работой по обращениям граждан. Также значительно упростится работа судов, когда не нужно будет искать ответственных должностных лиц, прикрывающихся за предметами общей компетенции. Особо отмечу роль института мировых судей, который активно начинает свою работу в Уральском федеральном округе. Его работа позволит значительно разгрузить суды общей юрисдикции, что тоже должно способствовать повышению эффективности работы судебной системы в плане защиты не только законных прав и интересов граждан, но и субъектов экономической деятельности. Н. Горбачева: В каждом субъекте, входящем в наш Уральский федеральный округ, есть свои проблемы. Как Вы оцениваете место Тюменской области в Уральском федеральном округе? П. Латышев: Безусловно, ситуация в Тюменской области вследствие последних политических событий качественно изменилась. Суть ее заключается, прежде всего, в том, что сегодня главы субъектов Федерации, составляющих Тюменскую область, идут по пути политического согласия, создав Совет губернаторов и подписав соответствующие соглашения. Не секрет, что с бывшим руководством Тюменской области отношения были несколько натянуты, и о конструктивном сотрудничестве даже не говорили. Сегодня же существует взаимопонимание, и ситуация в экономике, в социальной сфере рассматривается с одинаковых позиций, выработана общая экономическая стратегия развития. Ежегодно экономика юга Тюменской области будет получать от своих северных соседей в виде инвестиций от 15 до 20 миллиардов рублей, что позволит дать новый импульс экономическому развитию, увеличит налогооблагаемую базу и выровняет доходы бюджета юга и севера области. Эти процессы создают предпосылки для того, чтобы отношения между субъектами Федерации в рамках федерального округа принимали характер действительной интеграции. Н. Горбачева: Хотелось бы поговорить о Челябинской области: под угрозой закрытия ряд шахт, проблемы с энергообеспечением, много разговоров о возможном захоронении ядерных отходов на территории Челябинской области? П.Латышев: Я считаю, что положение в Челябинской области довольно благополучно, исходя из того, что в объемах промышленного производства сохраняется положительная динамика. Что касается возможного закрытия ряда шахт - у нас в стране уже накоплен определенный опыт в этом вопросе. Думаю, что интересы жителей шахтерских городов ущемлены не будут. О ввозе отходов ядерного производства. Челябинская область уже несет определенную нагрузку по размещению ядерных отходов, причем, если смотреть по стране в целом, население Челябинской области подвергается наибольшему радиоактивному воздействию. Думаю, все-таки свое мнение должны сказать специалисты, так как главным в данном вопросе является не эмоциональное восприятие, а объективная, выверенная оценка. Что касается принятия закона, то он еще пройдет ряд обсуждений и согласований в Госдуме. Я уверен, главное, что должно быть учтено при принятии данного законопроекта - законные права и интересы граждан Российской Федерации. Н. Горбачева: Теперь вопрос, который особенно волнует жителей Свердловской области - передел собственности, который происходит в настоящее время. П. Латышев: Сложившуюся ситуацию можно определить как проблемную. Действительно, правительство Свердловской области право в той части, что споры по вопросам собственности будут всегда. И это имеет место во всем мире. Другое дело, что этот процесс должен стать цивилизованным, то есть, должно быть решение судебных органов, которое подлежит исполнению. Определяющим все-таки является принятие решения по существу спора на основе закона. И вот за этим мы все должны очень внимательно следить, и к этому должны стремиться. Но еще здесь есть очень важный момент: мы не должны забывать о людях, которые работают на тех предприятиях, которые являются предметом спора. Когда принимаются судебные решения, то должны учитываться все обстоятельства, которые в совокупности образуют безопасность для проживания людей, чтобы у нас не происходило таких явлений, когда за разрешением конкретных имущественных споров мы забываем о людях, и они в конечном итоге становятся пострадавшей стороной. Н. Горбачева: СМИ о Вас примерно пишут таким образом: Вы четко следуете тем функциям, задачам, которые поставил перед Вами Президент, согласно Указу и так далее.: П.Латышев: В общем-то, да. Но поле для творчества здесь очень широкое и столько еще неиспользованных резервов. Вот, скажем, на днях мы создали Консультативный Совет по вопросам культуры и, Вы знаете, само общение интересно, и перечень проблем довольно серьезен. И, вообще, роль культуры, формирование надлежащей духовно-нравственной атмосферы очень важно для нас. Можно было создать этот орган раньше? Думаю, что да. Можно было активней заниматься? Думаю, что да. Н. Горбачева: Вы хотите сказать, что создание ряда Консультативных советов по различным темам - это Ваша инициатива, Ваши творческие идеи? П.Латышев: Конечно, никто нас к этому не обязывал. Надо вернуться еще к одному важному событию для Уральского федерального округа - 25 сентября 2000 года в Тюмени состоялось Совещание руководителей СМИ федерального округа. Нас тоже никто не просил об этом. Но мы должны были выстраивать свои отношения, прояснять свои позиции. Мы пошли по этому пути, создали Консультативный совет по СМИ, и у нас есть хорошая база для развития. Мы помогаем СМИ решать возложенные на них обществом задачи, представляем им информацию, способствуем исполнению законодательства, которое регулирует деятельность СМИ. Н. Горбачева: Кстати, как Вы оцениваете деятельность СМИ в Уральском федеральном округе? П.Латышев: Нормально. Здесь есть интересные подходы. У нас была небольшая дискуссия по поводу информационной политики и нашей работы. В принципе, все, что сейчас в публикуется в СМИ - отражение нашей действительности. Другое дело, как это каждый оценивает, что видит, как он это преподносит. Н. Горбачева: Журналист должен оценивать, или должен говорить только о факте? П.Латышев: Это- уже дело журналиста. Конечно, мы все рассчитываем на объективность. Но сегодня иногда сложно об этом говорить, потому что, во-первых, журналист не всегда имеет достаточно информации, во-вторых, сегодня мы сталкиваемся во многих случаях с тем, что журналисты часто зависимы от тех или иных политических и экономических сил. Я не хочу так сказать обо всех, но в ряде случаев, особенно рассматривая ситуацию по выборам, сложно получать объективные факты. И все-таки хотелось бы сказать, что журналист должен оставаться независимым. Что касается выстраивания отношений с журналистами на перспективу, то, я думаю, что отношения просто должны развиваться, и со своей стороны мы будем делать максимум, чтобы они могли реализовать свои задачи. Население имеет право на получение информации, и мы должны это право обеспечивать. Н. Горбачева: Петр Михайлович, в сфере Вашего внимания - и экономика, и социальная сфера, и пресса. Насколько сложен Ваш рабочий график? П.Латышев: Для примера можно взять рабочий график этой недели. 26 марта - Москва, проведение совещания у вице-премьера В.Христенко, коллегия в Управлении делами Президента, 28 марта - совещание полномочных представителей, ряд рабочих встреч, 29 марта- участие в заседании Совета безопасности, 30-31 марта - совещание в Сургуте. Рабочий день заканчивается, как правило, в 22.00 - 23.00. А в 9.00 я уже приступаю к работе. Н. Горбачева: Петр Михайлович, хотелось бы спросить о статье, которая вышла в "Независимой газете", в которой дана такая оценка деятельности полпредов - "разведка в тылу врага", и поднят вопрос об отношениях с губернаторами. Как бы Вы прокомментировали эту публикацию? П.Латышев: Нет, конечно же, с тех пор, когда меня назначили на должность Указом Президента, у меня ни разу не возникала мысль, что в Уральском федеральном округе я нахожусь в "тылу врага". И институт полномочных представителей, и главы субъектов Федерации входят в систему государственного управления страны, имея единую цель: обеспечить развитие общества, защиту законных прав и интересов граждан, их безопасность. У нас могут быть разные подходы к решению тех или иных задач, мы можем иметь разные оценки по вопросам толкования норм права, нормотворчества, по вопросам формирования структур управления. Но это не значит, что, имея различные подходы и методы управления, нужно враждовать. Конечно, было бы неправильным сказать, что между главами регионов и полномочным представителем существует полное единство мнений, а противоречия и проблемы не имеют места. Думаю, что только желание найти общие подходы, сближать позиции по тем или иным вопросам, поиск компромисса обеспечит конструктивное сотрудничество в целях развития всего Уральского федерального округа. Н. Горбачева: В плане самооценки - как Вы сами себя оцениваете? П.Латышев: Никаких изменений в моих принципах, подходах, оценках к тем задачам, которые передо мной стоят, не произошло. Но изменения произошли очень серьезные в том багаже знаний, которым я располагал 10 месяцев назад и сегодня - знания о реальном положении дел в субъектах Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, представление о том, как здесь живут люди и что их волнует. Значительно расширилось мое понимание политики государства в основных его сферах деятельности, поскольку мне, как члену Совета безопасности, приходится принимать участие в обсуждении наиболее важных государственных проблем и непосредственно заниматься реализацией политики, в частности, по вопросам обеспечения национальной безопасности в рамках УрФО. Что касается отношений с главами субъектов, то, когда я лучше понимаю руководителя региона, то и вариант моих действий и мое отношение к главе субъекта Федерации соответствующим образом учитывается. Наши отношения стали более конструктивными, с точки зрения, учета интересов и понимания существа тех вопросов, которые мы пытаемся совместно решить или обсудить. Хотел бы подчеркнуть, что те проблемы, с которыми сталкиваются губернаторы каждый день - это очень серьезные проблемы. И на начальном этапе, действительно, отсутствие взаимопонимания не всегда позволяло продуктивно решать вопросы, обсуждать их. Но мы от этого уходим и уже во многом ушли. Я бы вообще хотел бы сказать, что на ошибки нельзя смотреть, как на нечто ужасное. Я вообще не знаю людей, которые не ошибаются. Я исхожу всегда из того, что ошибку надо всегда просто исправить.