Законопроект "О политических партиях": централизация продолжается

Стратегическая политика нового президента - централизация государства. Основное препятствие в этом процессе - "познавшие вкус свободы" при Ельцине региональные лидеры. Поэтому не случайно, что через призму противостояния центра и регионов рассматриваются сегодня практически все значимые внутриполитические события. Вот и законопроект "О политических партиях", внесенный в Госдуму президентом РФ Владимиром Путиным комментируется многими специалистами как очередной и последовательный шаг в деле централизации. Теперь уже через структуризацию политического пространства. Перед внесением в Госдуму законопроект прошел предварительное обсуждение по традиционной уже схеме: Госсовет - совещание президента с лидерами ведущих фракций. Причем, последние заявили о том, что проблем у закона в первом чтении не будет. Официально - декларируемая цель законопроекта - приведение в порядок политического пространства на федеральном уровне. Установление правил игры. Предполагается, что в результате вступления его в действие из 186 существующих на сегодняшний день общественно-политических объединений предположительно останется 10-20. Самые крупные и влиятельные партии получат эксклюзивное право участия в избирательных кампаниях всех уровней. Предполагается также, что избрание в представительные органы власти по партийным спискам позволит снизить уровень коррупции. Крупные партии должны стать "стеной" между государственной властью и крупным бизнесом. Особенности законопроекта ЦИКа: 1. Предлагаются следующие количественные критерии существования политической партии: не менее 10 тысяч членов и региональные отделения в не менее чем половине субъектов Федерации. Причем в каждом региональном отделении должно быть не менее 100 членов. Предлагается также ликвидировать партию, если она не принимает участия в выборах несколько лет подряд. Таким образом, ликвидируются многочисленные "виртуальные", "карманные" и "диванные" партии. 2. Качественный критерий - идеология партии должна умещаться в рамках "либерального централизованного государства" и иметь общегражданский характер, следствием чего станет запрет на формирование партии по религиозному или национальному признаку. 3. Финансовой прозрачности предлагается достичь через государственное финансирование. Размеры финансирования будут адекватны "народному доверию", выраженному в полученных процентах на последних выборах в Госдуму. Нижний предел, после чего финансирование будет иметь место - 3%. Тем самым, партии выводятся из-под финансового контроля частных лиц. Более того, предполагается усиление контроля со стороны исполнительной власти за финансовыми потоками партии. А это еще одна возможность управления для Кремля. Дело в том, что на сегодняшний день существует повсеместная практика нарушения нормативной избирательной базы в сфере финансов, достаточно жесткой, так как принималась она коммунистическим большинством в прежней Госдуме. Постоянно нарушаются, например, нормы, связанные с безналичным характером расчетов, с максимальными пределами размера избирательного фонда, недостаточными для реальной кампании. Кроме того, такое положение вещей крайне невыгодно богатым, правым партиям. СПС уже активно высказывает свое негативное отношение к государственному финансированию. Данный законопроект очень хорошо укладывается в централизаторскую стратегию Кремля. Одно из основных следствий реализации законопроекта - ликвидация региональных общественно-политических движений, которые являются проводниками политических и финансовых интересов региональных элит на местном уровне. Они не смогут пройти процесс перерегистрации по количественному критерию региональных отделений. Кроме того, запрет формирования партии по национальному и религиозному признаку в первую очередь секвестирует самостоятельность национальных автономий, во вторую - ликвидирует движения националистического толка (типа РНЕ). Деятельность же региональных отделений федеральных партий достаточно просто контролировать прямо из Москвы. Таким образом, политическое пространство замыкается на столицу и унифицируется. И это еще один шаг на пути лишения региональных элит самостоятельности. Естественно, на региональном уровне встает вопрос о том, чтобы своевременно поставить на "лучшее" из того, что есть в регионе из федерального набора. Так, в частности, в Свердловской области процесс подготовки к подобному структурированию политической сферы идет уже давно. Команда Чернецкого ("Наш Дом - Наш Город") после провала "Отечества" на выборах в Госдуму 1999 года стала готовить новый плацдарм на территории популярного в области СПС, активно проводя в политсоветы "правых" своих людей, не порывая, впрочем, и с "Отечеством". "Преображение Урала" открыто "перекрасилось" в "Единство" на последних выборах в Законодательное собрание области. Но перспективы союза "ПУ" и "Единства" ставятся под сомнение имеющим место противостоянием губернатора Эдуарда Росселя и полпреда Петра Латышева, что приводит региональных "медведей" в неловкое положение перед их федеральным начальством. Третья сила - "Май" после неудачной попытки самостоятельно перейти в статус федерального движения благополучно объединилась с социал-демократической "Россией" Геннадия Селезнева. Таким образом, "черновая работа" по подготовке плацдарма в области проведена, предварительные ставки сделаны. Можно с большой долей вероятности прогнозировать и дальнейшие шаги в деле политического самоопределения в регионе, связанные с борьбой за "партию власти". В данный момент на это почетное звание претендуют, на наш взгляд, две силы - достаточно виртуальное и аморфное "Единство" и искусственно созданная, но имеющая реальную силу в регионах госдумовская фракция "Народный депутат" (НД). Особенностью НД являются депутаты - одномандатники, очень влиятельные и популярные в своих регионах, без чего они не смогли бы избраться в самое рейтинговое представительное собрание. Этот момент выгодно отличает НД от безликого и серого по составу "Единства". Поэтому резонно предположить, что в свете предстоящего политического структурирования Кремль и Президент в ближайшее время обратятся к "народным депутатам" с предложениями о политическом самоопределении. И тогда возможно на политическом горизонте обозначится новая политическая сила, организованная в форме партии и близкая к Кремлю, которая вполне может стать "флагом президента" на следующих парламентских выборах. В регионе этот процесс очень актуален хотя бы потому, что из 10 депутатов государственной Думы от Свердловской области (семь из них избраны по мажоритарной системе) членами фракции "Народный депутат" являются 5 человек. Таким образом, отметим еще раз, что реализация законопроекта о политических партиях станет очередным этапом в деле централизации российского государства и, соответственно, очередным ударом по самостоятельности регионов. А если учесть с какой легкостью на прошедших госдумовских выборах Кремль привел к власти неоформленное и виртуальное "Единство", то контроль центра может стать просто тотальным. Партийная система в том виде, в котором предлагает ее Кремль, приведет политическую жизнь к общему знаменателю, а хаотическая региональная демократия останется за скобками. А. Белов

Актуальное