Петр Латышев: "Мы делаем все, чтобы в УрФО верховенствовал закон".

6 июля 2001 года полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе Петр Латышев выступил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы". Представляем текст его интервью корреспонденту Марине Королевой. М. КОРОЛЕВА: Приходится начинать с трагического эпизода. Несколько дней назад страшная авиакатастрофа случилась под Иркутском. А поскольку самолет летел из Екатеринбурга через Иркутск во Владивосток, я так понимаю, что люди из Вашего округа были на этом самолете. Что Вы можете сказать по поводу этого страшного события? П. ЛАТЫШЕВ: Да, действительно, трагичные события унесли более 50 жизней жителей Уральского федерального округа. И в настоящее время мы знаем о том, что работает правительственная комиссия и предпринимаются меры к тому, чтобы были установлены причины происшедшего. Мы также знаем, что есть поручение председателя правительства и в настоящее время готовится соответствующее правительственное решение о компенсации родственникам погибших, потерпевшим. В Челябинской, Свердловской, Тюменской областях органами власти субъектов, органами местного самоуправления, коллективами, в которых работали погибшие, принимаются конкретные меры и по оказанию помощи, и по организации всех мероприятий, связанных с похоронами. В максимальной степени помогут людям не только федеральный бюджет, но и субъекты Федерации. М. КОРОЛЕВА: И это будет не только страховка, как о том говорилось вчера в СМИ? П. ЛАТЫШЕВ: Конечно, страховые выплаты - это будет только небольшая часть той помощи, которая уже оказывается людям. И, конечно, очень важно разобраться в причинах этого происшествия. И если это будет необходимо, принять меры на будущее, чтобы нам избежать подобных трагедий. М. КОРОЛЕВА: Сколько людей из Уральского округа было там, по Вашим сведениям? Есть ли у Вас такие сведения на данный момент? П. ЛАТЫШЕВ: На данный момент эти сведения есть. 34 человека - это жители города Екатеринбурга, 10 человек - это жители Свердловской области, 8 - с Челябинской области, 5 человек - с Тюменской области. Но я должен сказать, что вся эта информация еще уточняется, потому что в числе погибших есть получившие паспорта в Курганской области. Еще это не проверено и не установлено, и здесь еще возможны уточнения. Но становится сегодня ясным или совершенно ясно, что более трети из числа погибших пассажиров и членов экипажа - это жители Уральского федерального округа. Это - очень серьезная и невосполнимая потеря. Когда смотришь списки, просто очень больно становится, там были молодые, здоровые люди, и мне бы хотелось, пользуясь возможностью, сегодня высказать свои искренние соболезнования родным и близким погибших и сказать о том, что все со стороны государства, органов государственной власти и управления будет сделано, чтобы помочь тем, кто понес эти тяжелые утраты. М. КОРОЛЕВА: А теперь мы переходим к проблемам отношения федерального центра, полпредов Президента с местными властями и вообще к проблемам вашего округа. Кстати, если можно, Петр Михайлович, обозначьте для наших слушателей, - а они у нас, как известно, не только в Москве, но еще и в 70 городах России, даже есть в Чикаго и Сиэтле, - обозначьте свой округ, обведите его на карте, что туда входит? П. ЛАТЫШЕВ: Округ включает в себя 6 субъектов федерации. Это - Ямало-Ненецский автономный округ, он находится на берегах Северного ледовитого океана, это - Ханты-Мансийский автономный округ, наша нефтяная столица, это Тюмень, Тюменская область, Свердловская, Челябинская и Курганская области. Курганская и Челябинская области граничат на юге с Казахстаном. Это громадные территории, это очень интересный край, поскольку из числа разведанных на сегодняшний день запасов природных ископаемых в Российской Федерации 70 % - в Уральском федеральном округе. Сегодня в Уральском федеральном округе добывается более 95 % природного газа и 66 % нефти России, сегодня более трети отечественной стали производится в Уральском федеральном округе, здесь очень мощный научно-технический потенциал с уральским отделением Академии наук, развитая промышленность, объекты ядерной энергетики, так что очень интересный и потенциально богатый край. М. КОРОЛЕВА: Петр Михайлович, кроме всех тех красот, которые Вы описали, и того богатства, которое, безусловно, есть на территории округа, и людских резервов, я так понимаю, что и проблемы Вам достались непростые. Наши слушатели, которые, в частности, присылали вопросы по Интернету, интересуются Вашими отношениями, прежде всего, с губернатором Росселем. Поскольку и резиденция Ваша, как я понимаю, находится в Екатеринбурге, наверняка, это тот человек, с которым Вы чаще всего сталкиваетесь в своем округе из представителей власти. Семен Галицкий из Москвы спрашивает: "Уважаемый г-н Латышев, Вам не кажется, что г-н Россель метит на Ваше место? То Уральская республика, то опять объединение субъектов?" Что скажете? П. ЛАТЫШЕВ: Я не думаю, что губернатор Россель метит на какое-то место и вновь думает о какой-то республике. Это губернатор из числа тех, которые на протяжении довольно длительного времени возглавляет субъект федерации, это губернатор, имеющий свое собственное мнение по всем вопросам государственной жизни. И в принципе, это нормально. Ну, а если речь вести о любом губернаторе и о любом субъекте федерации, то везде есть немало проблем и есть целый ряд, может быть, не очень удачных действий власти, конкретных чиновников и конкретных губернаторов. В принципе, я считаю, отношения у нас на сегодняшний день рабочие и нормальные. И в основе этого лежит то, что я не вмешиваюсь и не пытаюсь вмешиваться, поскольку мне это не нужно, в оперативную деятельность губернатора, главы субъекта федерации, подменять в чем-то губернатора. У меня другие задачи. И поэтому я бы не сказал, что наши интересы сегодня пересекаются. Были определенные осложнения в ходе приведения в соответствие с федеральными законами и Конституцией законов субъектов федерации, процесс был непростым, особенно начальный период этой работы, во всех субъектах федерации и в целом в Российской Федерации. Но эта задача уже позади. М. КОРОЛЕВА: Так получается, что Вы в частности не вмешиваетесь, что ли? Вы говорите, что "в оперативную работу я не вникаю". Мне просто интересно, как работает полпред. Действительно, округ огромный. Как Вы говорите: 6 субъектов федерации. Действительно, в частности не войдешь, это понятно. Но как проходит день полпреда? Он занимается какими-то общеглобальными вопросами? Или ему приходится заниматься мелочами? Здесь у нас был вопрос, например, от нашей слушательницы: "Несколько месяцев назад просочились сведения, что Вы возьмете под личный контроль выплаты социального налога. Есть ли в этом направлении какие-то действия?" - спрашивает Светлана из Екатеринбурга. Вот такими проблемами Вы занимаетесь? П. ЛАТЫШЕВ: Мы, в соответствии с указом президента и теми задачами, которые определены главой государства, занимаемся целым рядом проблем. Одна из них - я уже о ней начал говорить, - это проблема, связанная с восстановлением законности и единого конституционного пространства в стране. Эту задачу мы практически на сегодняшний день решили, причем, на завершающем этапе, во всяком случае, в 2001 году, эта задача разрешалась в тесном взаимодействии с органами власти в субъектах федерации. Поэтому эта задача решена. Сейчас задача, к которой мы приступаем, - подготовка предложений о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов федерации, между органами власти субъектов федерации и местным самоуправлением. Таким образом, мы сейчас приступаем к колоссальной задаче, очень важной, которая требует быстрейшего урегулирования, причем, урегулирования законодательного. И по мере разрешения задачи у нас будет все меньше и меньше оставаться конфликтных зон. Ведь конфликты, как правило, возникают там, где нет урегулированных вопросов. Сегодня очень много вопросов вызывает сфера межбюджетных отношений: как разграничить компетенцию всех уровней власти? Как выстроить межбюджетные отношения в стране? Есть такая точка зрения: нам надо, прежде чем разграничивать компетенцию между субъектами федерации и федеральными органами власти, местным самоуправлением, осуществить привлечения в бюджетной сфере. Но мы прекрасно понимаем, что бюджет не есть голова всему. Ведь если мы разграничиваем совершенно конкретно и ясно компетенцию, то, естественно, бюджет как обеспечивающее средство реализации своей компетенции, своей функции будет разграничиваться проще. То есть, надо идти по пути разграничения функций и, естественно, вместе с разграничением компетенций у нас будет осуществляться и разграничение в сфере бюджетной, в сфере распределения финансов. Что касается конкретных проблем и вопросов, то здесь и контроль за выполнением Конституции Российской Федерации и федеральных законов всеми органами власти и управления. Здесь и конкретная работа с людьми, и личные приемы, и рассмотрение обращений людей и реагирование на них. У нас еженедельно порядка 150-200 обращений граждан в аппарат полномочного представителя и осуществляется конкретная работа по их разрешению. М. КОРОЛЕВА: Скажите, к Вам приходят жаловаться на действия местных властей? Так, как предполагалось: пришлю полпреда, это будет некий наместник Москвы, и к нему потечет людской ручеек со своими жалобами на местных князьков, царьков и т. д. Это есть? П. ЛАТЫШЕВ: Вы знаете, действительно, это не просто ручеек, это ручей. И этот ручей не иссякает. И, конечно же, практически во всех случаях обращение не носит формальный характер, это действительно обращение, связанное с необходимостью защитить свои законные права и интересы. Должен сказать, что в течение месяца порядка 20 % обращений разрешается и оказывается реальная помощь людям. По целому ряду проблем требуется время, какие-то ресурсы. Но рассмотрение в аппарате полномочного представителя президента обращений людей, граждан, населения способствует укреплению дисциплины в органах местного управления. М. КОРОЛЕВА: Наш слушатель Кирилл спрашивает: "Скажите, пожалуйста, сколько находится у Вас в подчинении народу?" То есть сколько человек в команде полпреда? Действительно, как работает полномочное представительство? П. ЛАТЫШЕВ: 63 человека: я, 5 заместителей и ряд структурных подразделений, которые ведут государственно-правовой блок, экономический, социальный, общественно-политический блоки, то есть работа ведется практически по всем направлениям. Настольная книга у нас или основной перечень задач, наши все планы, главным образом, содержатся и включены в Послание Президента России Федеральному собранию, которое было сделано 3 апреля 2001 года, включая и борьбу с коррупцией, включая реализацию кадровой политики Президента, включая работу по укреплению законности и дисциплины государственной власти и управления, и координация действий в органах государственной власти и управления, прежде всего, в решении задач по обеспечению правовой защищенности наших граждан. То есть две и таких крупных задачи, которые Президент поставил: первая - мы должны сделать все, чтобы люди жили лучше, это - главная цель; а вторая цель и задача - обеспечить правовую защищенность людей, надо, чтобы люди себя действительно чувствовали защищенными, и очень хорошо, если наши люди будут чувствовать себя еще и комфортно. А для этого должна эффективно заработать экономика, для этого надо создать необходимые условия для того, чтобы инвестор пришел к нам в округ и работал в округе, надо очень серьезные меры принимать к тому, чтобы сектор "теневой" экономики становился все меньше и меньше, надо изживать "теневую" юстицию. М. КОРОЛЕВА: Роль полпреда тут какова? Вы такой координатор? Все это осматриваете своим взглядом сверху и так все это соединяете, как-то сводите в одно? П. ЛАТЫШЕВ: Совершенно верно. Я приведу на конкретном примере. Нам необходимо было привести в соответствие с Конституцией и федеральными законами Российской Федерации 325 законодательных актов субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ. Эта задача решается усилиями министерства юстиции, органов прокуратуры, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, специалистов. И для того, чтобы эта задача решалась, необходима и координация, и выработка согласованных планов и осуществление согласованных действий. Скажем, есть у нас сегодня проблема - укрепление законности в деятельности органов государственной власти и управления. Чтобы обеспечить решение этой задачи, необходимо участие в ее разрешении десятков властных структур. И одна из наиболее важных функций полномочного представителя Президента - это как раз обеспечение координации, но и контроль за тем, чтобы каждый орган государственной власти и управления, решающий те или иные задачи, решал их в полном объеме и при этом четко выполнял требования закона. М. КОРОЛЕВА: А на Вас жалуется кто-нибудь, жаловались? И куда можно жаловаться на полпреда Президента? П. ЛАТЫШЕВ: Я думаю, что жаловались. Я знаю, что нам не всем удалось помочь. И иногда приходится принимать непопулярные решения, давать такие оценки. Поэтому я знаю и чувствую это. Полномочный представитель Президента подчиняется непосредственно Президенту, подотчетен ему и подчиняется закону. В этом отношении никаких исключений нет, и мы стараемся все делать в Уральском федеральном округе, чтобы во всем верховенствовал закон и никакие мотивы не могли привести к нарушению законов.