Устав Свердловской области: много шума из ничего

Баталии, развернувшиеся вокруг основополагающего закона Свердловской области, продолжают сотрясать региональный политический олимп. Противостояние усиливающего вертикаль власти федерального центра и не желающего терять свою самостоятельность и исключительность губернатора стало уже привычным. К этому новому мета-противостоянию, кардинально изменившему политический баланс в регионе, с готовностью присоединились и все другие политические силы, в основном, оппозиционные областной исполнительной власти. Устав области стал полем битвы. Битвы, издающей много шума. Битвы политических амбиций. Битвы, в которой форма давно уже превалирует над содержанием. Как это было. В уже далеком и призрачном 1995 году был написан Устав Свердловской области. Как сегодня принято говорить, он был самым прогрессивным. Говорят, что за основу своих уставов его взяли многие другие субъекты федерации. По сути, Устав отражал, помимо всего прочего, амбиции руководства области. В амбиции исключительности входили: двухпалатный парламент и должность председателя правительства (помимо поста губернатора области). В этом нашли свое выражение остатки идеи самостоятельной Уральской республики. Ибо лишь единицы могли похвастаться подобным организационным устройством у себя в регионе. Да и то, это были в основном находящиеся на особом счету национальные автономии. Кроме того, губернатор делегировал черновую, хозяйственную деятельность председателю правительства, оставляя себе чисто политические и представительские функции. После появления министерств и еще позднее управленческих округов, Свердловская область стала по сути дела легитимным "государством в государстве". Только вместо президента - губернатор, а все остальное - один к одному. Политические амбиции Эдуарда Росселя были частично реализованы. Кремль и Президент в связи со своей слабостью смотрели на это сквозь пальцы, делая ставку на самостоятельных региональных лидеров. Следует отметить, что внешние атрибуты организации власти, отраженные в Уставе области - лишь мишура. Была и действительная самостоятельность. Губернатор в своей области был тогда "царь и отец родной". Все силовые федеральные структуры из-за удаленности от центра замыкались на нем и зависели от него в полной степени. Отсюда и Совет общественной безопасности при губернаторе с представителями от всех силовых структур региона. Изменения приходят вместе с новым президентом. После прихода к власти Владимира Путина политическая ситуация изменилась. Ветер перемен стал ветром всеобщей централизации, обратная сторона которой - девальвация самостоятельности регионов. На бытовом языке этот процесс стали называть усилением вертикали власти. Между центром и федеральными структурами регионов выстроили дополнительное звено - институт полпредов в округах. Основная функция полпреда - выбить из-под губернаторов силовые структуры и унифицировать региональное законодательство под единую федеральную мерку. А со стороны Кремля последовали меры для ликвидации политического влияния губернаторов на федеральном уровне (изгнание их из Совета Федераций). Большинство смирилось. Особенно те, кому предстояло избираться на новый срок. Им просто необходима была поддержка Кремля и популярность Президента. И лишь немногие воспротивились. Психология - наука не точная, но зато интересная Настоящего политика отличают от других амбиции. Как правило, имперского масштаба. Эдуард Россель из таких. Такие как он в политике, как рыба в воде. А новые реформы низводят его, уже познавшего вкус свободы, власти и политической потенции, в ранг обычных хозяйственников. И никакой политики федерального масштаба. Никаких амбиций. Удар по самолюбию. И еще какой. Сильные качества и потребности губернатора Свердловской области относились как раз к политическому самовыражению. Это стремление и умение нравиться и быть в центре внимания, создавать информационные поводы в федеральном масштабе. Не отнять у губернатора Свердловской области и умение влиять через личные контакты и связи. Его деятельность в качестве губернатора мало касалась обычных хозяйственных вопросов. Он брал на контроль, открывал, разрезал ленточки, презентовал, в общем, осуществлял общее руководство. Пробивал мега-проекты, которые могли бы поставить Свердловскую область в первые ряды. Затратные и шумные пиар-акции с сомнительными перспективами. И конечно практически безграничная власть. Пусть и в рамках отдельно взятой области. Холодная война. Естественно, что без боя отдать "нажитое годами" губернатор просто не смог. Причем в отличие от соседей по федеральному округу, за его спиной уже была высказанная во второй раз "воля народа". Открытая война против Президента в существующих условиях смерти подобна. Просто разные весовые категории. А вот с полпредом и неявная - вполне. Позиционная борьба сконцентрировалась вокруг Устава - символа самостоятельности и исключительности области. С одной стороны, команда губернатора и правительство. С другой, полпредство, действующее через Прокуратуру, а также примкнувшая к ним региональная оппозиция. Отсутствие смысла Прокуратура и полпредство декларирует, что приводить региональное законодательство в соответствие необходимо. Губернатор и его команда декларируют тоже самое. Сроки установлены законом "Об общих принципах". Начало октября 2001 года. Вроде бы полное должно быть согласие. Дело принципа Фактически же вокруг Устава области развернулась широкомасштабная позиционная война. Основной повод - сроки. Основная причина - политические амбиции. Теоретически у Прокуратуры и стоящим за ней полпредством нет никаких законных и реальных шансов ускорить процесс. Даже в случае победы в областном суде. Даже в случае отсутствия апелляции проигравшей стороны в Верховный суд. Но они стараются. Изо всех сил. Зачем? Наиболее реальный ответ - для дискредитации губернатора в глазах Президента и широкой общественности. Представители аппарата полпреда резко критикуют Росселя за его политические амбиции, которые тормозят процесс реформирования. Антон Баков, имеющий широкие связи в столице, на заседании Палаты Представителей заявляет об уже существующем отрицательном отношении Президента и Правительства к Свердловской области. Усложняет ситуацию участие в этой кампании оппозиции, для которой дискредитация губернатора - давняя мечта о власти. Именно эта "пятая колонна" вынуждает Эдуарда Росселя вести войну на "два фронта". Политическая войнушка Стратегия губернаторской обороны в апелляции к Конституции. Самые яркие правоведы области (Владимир Примаков и Анатолий Гайда) заявляют, что приведение в соответствие регионального законодательства практически невозможно, так как приводить в соответствие не с чем. Не существует на данный момент единого правового поля на федеральном уровне. Новые законы не соответствуют Конституции. А Устав области в принципиальных своих положениях соответствует. Для поддержки был вызван даже председатель Конституционного суда России Марат Баглай. А чтобы насолить полпреду - всячески затягиваются сроки. Как справедливо отметил заместитель полномочного представителя Президента РФ в УрФО Сергей Вахруков, для этого используется давний и проверенный способ. Создается комиссия, возглавляется первым лицом для солидности и имитируется "титаническая" работа. Все было бы хорошо, если бы не оппозиция. Сначала через спикера Облдумы Евгения Порунова появляется рабочая группа из депутатов, возглавил которую соратник губернатора Александр Заборов, чтобы подгонять комиссию самим фактом своего существования. А затем главный оппозиционер Аркадий Чернецкий выводит процесс обсуждения Устава области на широкий, общественный уровень. Организованные им парламентские слушания под "крышей" возглавляемого мэром Екатеринбурга Комитета по законодательству областной Палаты Представителей, безусловно, стали "микропобедой" для оппозиции и "микропоражением" для противоположной стороны. Чем все дело закончится Губернатор не желает быть просто хозяйственником. И он, как минимум, хочет хлопнуть дверью. Полпред стремится как можно быстрее и эффективнее выполнять возложенные на него Президентом обязанности. Оппозиция спешит воспользоваться моментом и хотя бы потеснить губернатора, дискредитировав его, в первую очередь, в глазах Президента. Борьба будет до последнего. До Конституционного суда, если федеральная сторона будет упорствовать. Последнее заседание комиссии по Уставу, как никогда, продемонстрировало эту губернаторскую готовность стоять до упора. Косвенные признаки указывают на то же. Советником губернатора назначен разработчик Устава Анатолий Гайда, на работу в правительство взят оппозиционный Аркадию Чернецкому политолог Вадим Дубичев. Эдуард Россель явно усиливает свои политические позиции. Кроме того, некоторые специалисты отмечают, что пострадать в итоге от упорства губернатора может Законодательное Собрание. У оппозиции не хватает голосов в Облдуме для инициации изменений в Устав со стороны Законодательного Собрания, так как для этого необходимо 2/3 голосов депутатов. Хотя при самом плохом раскладе распускать будут именно орган представительной власти. Дело еще и в том, что политика, как это часто бывает, не соответствует хозяйственной реальности. У федерального центра есть один мощный рычаг финансового воздействия на непокорных региональных лидеров. Особенно это актуально в ситуации профицита федерального бюджета при дефиците областного. Губернатор частично отыграл этот вариант, послав президенту письмо о возможной социальной катастрофе, снимая с себя ответственность за возможные финансовые проблемы. Но это проблемы для жителей области не решает. Алексей АФАНАСЬЕВ

Актуальное