Черная полоса в промышленности России

Последовала за "черным вторником".

Свердловское отделение "Деловой России" бьет тревогу: ряд банков в одностороннем порядке увеличил ставки по выданным кредитам почти в два раза. Под угрозой оказались не только инвестиционные проекты, но и платежеспособность самих промышленных предприятий.

Правительство Свердловской области, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", рассчитывает поддержать реальный сектор с помощью субсидий из федеральных фондов. Но эти меры вряд ли удержат экономику региона от сползания в рецессию: бизнес сокращает деловую активность из-за полной неопределенности в отношениях между Россией и Западом.

Ситуация в экономике Среднего Урала изменилась буквально за считанные месяцы. Еще в октябре, утверждают Raiffeisen Bank и "Деловой квартал", средний бизнес с оптимизмом смотрел в будущее: более половины опрошенных предпринимателей планировали расширять производство, а 18% собирались его модернизировать. Все поменялось после декабрьского "черного вторника".

По словам директора Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрея Бухмастова, сегодня только крупные предприятия представляют, чем они будут заниматься в 2015 году. У остальных – полная неопределенность с заказчиками, рынками и ценами. Резко перестроиться они не могут, а "лишнего жирку" уже не осталось, и поэтому на многих предприятиях неофициально введена неполная рабочая неделя.

Вынуждены корректировать планы даже те предприятия, которые оценивают свою продукцию в иностранной валюте. Начальник отдела ООО "Пумори-инжиниринг инвест" Татьяна Юрчук говорит, что раньше завод ежегодно увеличивал объемы производства на 17-25%. Сегодня задачи значительно скромнее: удержаться на уровне  2014 года. От стратегии развития предприятие не отказалось, но более жестко стало подходить к инвестиционным проектам.

ОАО "Уралхиммаш" готовится к сворачиванию ряда инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе из-за введения санкций против России и падения цен на нефть. Изменение планов у ключевых заказчиков вынуждает завод выходить на новые сегменты рынка. В прошлом году, сообщает начальник отдела по связям с общественностью Надежда Самарина, предприятие изготовило теплообменные аппараты высокого давления, востребованные в металлургии, энергетике и в химической отрасли. Завод также предлагает свои услуги по обработке и изготовлению деталей оборонным предприятиям, но диверсифицировать производство непросто: для того, чтобы попасть в реестр поставщиков и изготовителей продукции для ВПК, необходимо пройти ряд сертификационных процедур.

В настоящее время Уралхиммаш прорабатывает список импортной продукции, которую готов быстро освоить и производить серийно. О конкретике представители завода пока предпочитают не говорить – возможно, еще и потому, что подводных камней на поприще импортозамещения немало.

Генеральный директор инвестиционно-банковской компании East Way Capital Александр Волчков считает, что Россия из-за высоких издержек не сможет конкурировать с индусами и китайцами, если будет выпускать недорогую и довольно примитивную продукцию. Поэтому вкладываться надо в высокоинтеллектуальные отрасли: в космос, технологии двойного назначения, IT-индустрию и т.п. Однако инвесторы не спешат: вырастить венчурную компанию и продать ее стало сложнее, потому что непонятно, кто готов ее купить.

Со строительством инновационных производств еще сложнее: на это уйдет не меньше трех лет, а какова будет к тому времени обстановка на мировых рынках, сказать никто не может. Инвесторов пугает непоследовательность российского правительства, которое призывает бизнес заниматься импортозамещением и одновременно хлопочет об отмене санкций со стороны западных стран. Если через три года санкций не будет, то, полагает Волчков, не стоит и строить новые производства.

Многие и не строят. Заместитель гендиректора ОАО "Стройпластполимер" по экономике и финансам Елена Каин говорит, что такого спада, как сейчас, на предприятии не было никогда: раньше в очередь за кирпичом стояли, а теперь он лежит на складе. Предприятию не до инвестиционных программ – лишь бы выжить.

И лишь президент группы компаний "Пенетрон-Россия" Игорь Черноголов с оптимизмом смотрит в будущее: в 2015 году холдинг намерен наращивать обороты, многократно увеличивая продажи, например, в Казахстане. "В нашей компании не введены никакие особые антикризисные меры, – поясняет Черноголов. – Мы просто много работаем. Раньше встаем и больше бегаем. Действуем по принципу: не экономить, а больше зарабатывать. Идем на те рынки, которые до сих пор не были освоены".

Холдинг в настоящее время достраивает завод в Белоруссии и подумывает о расширении производственных мощностей за счет новых заводов в Башкортостане и Крыму. Осенью будет проанализирован рынок Дальнего Востока: возможно, завод по производству пенетрона нужен и там.

Российский рынок, утверждает глава холдинга, чрезвычайно мал, если сравнивать его с европейским или американским. И к тому же он совершенно пуст: здесь мало игроков, много совершенно не заполненных сегментов и низкая конкуренция. Словом, рай для настоящих предпринимателей.

Вероятно, Игорь Черноголов прав. Но следует иметь в виду, что он заполняет ниши на российском рынке продукцией, разработанной в США и выпускаемой из германских материалов. Речь же идет об импортозамещении…

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Актуальное