Одна таблетка до нищеты

Или лист лопуха вместо аспирина.

Свердловчане с открытыми ртами застыли у аптечных витрин. Новые цены на лекарства, не входящие в список жизненно важных, повергают в шок. Европейские препараты подрожали на 20%, индийские и пакистанские на 8-10%, а отечественные на 50%. В том, насколько мы зависимы от импорта и почему российские производители резко повысили стоимость медикаментов, разбирался корреспондент "Уралинформбюро".

Ценообразование в розничных аптечных сетях производится двумя способами. Стоимость препаратов, входящих в список жизненно важных лекарств (ЖНВЛП), контролирует государство. Правительство устанавливает максимально допустимый потолок для производителей, а региональная энергетическая комиссия регламентирует наценку. Для уральских провизоров она не должна превышать в среднем 20%. Январская проверка, проведенная региональными прокуратурой, Росздравнадзором и УФАС, злоупотреблений не выявила.

В новом перечне ЖНВЛП, который дойдет до потребителей в марте, более 600 наименований, две трети из них производятся в России. Кабмин поднял ценовой потолок на 1,5%.

Лекарства, не вошедшие в список, попадают в так называемую коммерческую категорию. Примечательно, что этот сектор полностью отдан на откуп рынку.

Крупные аптечные сети и дистрибьюторы забили склады под завязку еще в декабре. Как рассказал корреспонденту "Уралинформбюро" заместитель генерального директора государственной сети аптек "Фармация" Илья Лобов, запасов хватит на три месяца. Причем 40% ассортимента - препараты ЖНВЛП, а 60% - коммерческие. Так почему цены на последние ощутимо выросли уже сейчас?

"Есть корреляция цен дистрибьютерами. Когда они видят, что такого препарата на рынке нет, они цену повышают. Все сейчас деньги умеют считать. Но всегда можно подобрать более дешевый аналог. Разбег в прейскуранте от рубля до тысячи", - отмечает И.Лобов.

С другой стороны, получается, что нынешнее подорожание – это только разминка, чтобы прощупать дно кошелька потребителя. А что будет, когда декабрьские запасы кончатся?

"Пик придется на июль 2015 года. Цены будут расти, но не поднимутся выше уровня инфляции", - успокаивает член комитета по охране здоровья Госдумы РФ Александр Петров.

По мнению экспертов, сдержать цены на Среднем Урале поможет высокая конкуренция. "Дистрибьюторы хорошо понимают, что если задерут цены, то просто вылетят с рынка, потеряв объемы. Мы уже отказали некоторым поставщикам", - заявляет Илья Лобов.

"Екатеринбург занял первое место среди российских городов по количеству аптек на душу населения. У нас на одном перекрестке до трех аптек может быть, и ни одна до сих пор не закрылась. Не ленитесь, пройдите 200 метров до государственной, там дешевле", - советует А.Петров.

Однако, как бы ни умерили свои аппетиты продавцы, опустить цену ниже себестоимости производителей они вряд ли захотят. Правительство РФ, взяв курс на импортозамещение, пообещало всяческие преференции отечественным производителям. И тут же выяснилось, что за пару лет эту проблему не решить.

Одной из основных составляющих таблеток является субстанция - то, чем помимо активного вещества заполняют оболочку. Так вот оказалось, что субстанцию не производит ни одна из 500 работающих в РФ фабрик! И покупать ее приходится за валюту.

"До 2000 года мы производили до 99% необходимого сырья. Сейчас покупаем в Европе или Китае. Правительство субсидировало производство субстанции в России, Госдума решает вопрос с отменой пошлины на ее импорт. Договариваемся с КНР перейти на расчеты рубль-юань. Задача с обеспечением может быть решена за 5-10 лет", - уверяет Александр Петров.

Получается, что власти России попросту перекладывают проблему со своей "больной" головы на головы россиян. И никого не волнует, как они будут их лечить.

Ирина КАЛИНИНА