Аграрный министр Копытов ставит на импорт

Пока техники, а что дальше?

Цены на продовольствие в 2015 году продолжат расти. Министр агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области Михаил Копытов прогнозирует падение производства: озимые надо пересевать, качество семенного картофеля оставляет желать лучшего, банкиры ужесточили условия кредитования, нефтеперерабатывающие заводы собрались останавливаться на плановый ремонт.

Министр говорит еще про погоду, которая скажется на урожайности. И это, пожалуй, единственный его аргумент, с которым не поспоришь. Все остальные проблемы, которые приведут к удорожанию продовольствия, исключительно чиновничье-рукотворные и, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", создаются конкретными людьми для того, чтобы перекачивать бюджетные деньги в личные карманы. 

Производители овощей объясняют январский рост цен сезонными факторами: мол, летом была жесткая конкуренция, мы работали в убыток, а сейчас, естественно, пытаемся получить свое. Птицеводы кивают на свиноводов, которые в 2013 году реализовывали продукцию по демпинговым ценам, пытаясь выдавить с рынка курятину. Они понесли большие убытки и сегодня, соответственно, взвинчивают цены, воспользовавшись анархией на валютных и финансовых рынках.

Государство в лице прокуратуры все это фиксирует, но… не то чтобы ничего не делает – нет, делает, но совсем не то, что следует. Про призывы к совести и попытки ограничить рентабельность говорить не будем – во-первых, это нереализуемо, а во-вторых, бесполезно: и производители, и торговцы давным-давно научились обходить ограничения с помощью посредников. Еще можно было бы вздохнуть по поводу запрета на ввоз продовольствия из Европы, который сильно развязал руки отечественным "ценотворцам", но решение принято, и обсуждать его бессмысленно. А вот про действия государства по ограничению предложения со стороны отечественного производителя поговорить стоит.

Всем понятно, что когда растут цены, то число желающих "снять сливки" увеличивается. Если не мешать притоку на рынок новых игроков и пресекать сговоры между ними, то рано или поздно цены пойдут вниз. В реальности мы наблюдаем совсем иную картину.

В минувшем декабре Уральский государственный аграрный университет запустил свою ферму по выращиванию бройлеров. Казалось бы, власти Свердловской области, руководствуясь интересами общества, должны были бы поддержать начинание вуза, но не тут-то было. Ректор УрГАУ Ирина Донник говорит, что начинающие фермеры, в отличие от других сельхозпроизводителей, не получают поддержки государства ни на гектар посевных площадей, ни на семена, ни на удобрения, не говоря уже про технику. 

Но главное даже не в этом: малое предприятие не может продать свою продукцию. Принятое недавно ветеринарное законодательство запрещает направлять в торговлю птицу, забитую не на сертифицированной бойне. Такие есть в Свердловской области, но находятся на территории крупных предприятий, и туда частника-конкурента никто не пустит. Получается, начинающий фермер может либо сам съесть свою продукцию, либо попытаться продать ее на обычном базаре, где его обдерут как липку.

Ирина Донник говорит, что она обращалась в министерство сельского хозяйства с предложением построить коммерческую бойню за счет средств бюджета, но чиновники ей ответили, что это невыгодно. Ответ, прямо скажем, сомнительный: во-первых, на этих бойнях можно было бы забивать птицу с личных подворий, а во-вторых, сельское хозяйство во всех странах убыточное – не заниматься им, что ли, совсем?  Этак мы можем дойти до того, что призовем отказаться от еды, поскольку это неприбыльные инвестиции.     

Проблема, видимо, в другом: чрезвычайно затратным сельхозпредприятиям дополнительные конкуренты не нужны. В неустойчивости российских аграрных хозяйств виновато, прежде всего, государство, которое использует дичайшие схемы дотирования агропромышленного комплекса.

Чего, например, стоит компенсация процентной ставки по кредитам. Сегодня банки выдают их по 23-25%, 18 из которых возмещается из бюджета. Другими словами, средства на поддержку сельского хозяйства уходят ростовщикам. Теперь понятно, почему у нас такие дорогие кредиты?

Другой пример государственной "глупости": одной рукой фермерам выдают дотации в размере 800 рублей за гектар обрабатываемой земли, а другой забирают в четверном размере обратно, повышая арендную стоимость земли. Генеральный директор ООО "Агрокомплекс "Горноуральский" Сергей Бурдаков утверждает, что плата за отдельные участки выросла в 460(!) раз. Что это, если не ростовщичество, но уже со стороны чиновников, которым вверили государственное имущество?

Нет логики и в выдаче инвестиционных кредитов на сельскохозяйственную технику. Сегодня эти средства достаются, как правило, иностранным машиностроителям, не принося мультипликативного эффекта внутри страны. Это, кажется, уже осознали в федеральном Минсельхозе, предложив правительству направлять деньги не в распоряжение региональных чиновников, а производителям сельхозтехники – при условии, что те снизят стоимость машин на 20%.

Это предложение вызвало неудовольствие Михаила Копытова: по его словам, иностранные комбайны в несколько раз производительнее российских, и это позволяет экономить на персонале. Самое интересное в позиции свердловского министра АПК то, что он совершенно не учитывает, что рост выпуска аграрной техники потребует больше металла, пластика, резины и т.д. Наверняка будут создаваться новые рабочие места – во всяком случае, точно увеличатся доходы машиностроителей, которые смогут больше покупать продуктов питания. Но министру это не важно: ему куда интереснее определять тех 15-17 счастливчиков в год, которым позволят купить машину по льготной цене. Как вы думаете - есть у него корыстный интерес?    

Тут время вспомнить, что выданная Михаилом Копытовым "охранная грамота" позволила  молодой фермерше Олесе Бирюковой получить за копейки 75 гектаров земли на "уральской Рублевке". Судя по оценке министра, предпринимательница будет заниматься в Сысертском районе коневодством. А в реальности Бирюкова приготовила земли для перепродажи под коттеджную застройку. Чиновник, несмотря на публикации "Уралинформбюро", не удосужился для приличия хотя бы отозвать подписанный им документ. Странно, не правда ли?

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ