Российский вывих мозга

На почве финансовых спекуляций.

Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей провел круглый стол на тему "Где взять денег в новых условиях?". Дискуссия получилась жаркой, поскольку производственный и финансовый бизнес живут в разных реальностях. Банкиры надеются, что скоро все утрясется, и они продолжат извлекать прибыль на валютном рынке. Промышленники заявляют, что банковская система в ее нынешнем виде им не нужна. Государство в этом споре предпочитает отмалчиваться, но, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", его позиция легко угадывается: оффшорной аристократии, которая рулит страной, не нужны не только инвестиционные банки, но и сам малый и средний бизнес. 

Согласно проведенным опросам, финансирование занимает первую строчку среди основных проблем бизнеса. Такое, утверждает исполнительный вице-президент СОСПП Марина Вшивцева, произошло впервые за последние четыре года. Президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин говорит, что модернизация производства остановилась, а промышленники пребывают в унынии, поскольку не понимают, как они будут заниматься импортозамещением без денег.

Заместитель председателя комитета СОСПП Владимир Семенов отметил, что ВВП страны падает потому, что денежная масса в стране не соответствует потребностям экономики. Правительство и Центробанк повторяют ошибки 1992 года, когда нехватка денег вынудила промышленность перейти на бартер. Соответственно, выжили лишь те предприятия, у которых имелась ликвидная продукция. "Социальный дарвинизм" имел печальные последствия для экономики в целом: с водой выплеснули и ребенка. Чтобы подобные антинациональные эксперименты больше не повторились, полагает Семенов, надо изменить полномочия ЦБ.

Банкиры согласились, что деньги под инфраструктурные проекты следовало бы напечатать, а президент Уральского банка реконструкции и развития Антон Соловьев даже признал, что денежная политика России не отвечает интересам бизнеса, но это данность, с которой следует смириться. Нас, пророчат банкиры, ожидает череда банкротств – в том числе и среди финансового сектора. Но есть и повод для оптимизма: период управленческой некомпетентности заканчивается, промышленность и кредитные учреждения пытаются найти компромисс. Банкиры сильно надеются, что процентные ставки довольно скоро резко снизятся.

Генеральный директор ОАО "Корпорация развития Среднего Урала" Дмитрий Попов искренне удивился, почему кризис должен закончиться завтра, когда для этого нет никаких предпосылок. Причины падения ВВП, полагает он, кроются в неэффективной работе банков и промышленности. Чтобы это поправить, нужно принимать системные решения: например, запретить банкирам работать с валютой на бирже, создать альтернативу потребительскому кредитованию, открыть специальные финансовые центры для инвестиционного кредитования, поскольку банки этим не занимаются и не будут заниматься.

Правда, сам Попов сомневается, что государство пойдет по этому пути: запретить спекулировать валютой означает объявить войну самому себе. Банкиры тоже не горят желанием менять свою политику. Заместитель Уральского банковского союза Евгений Болотин считает, что пополнение оборотных средств предприятий – это дело собственников, а не кредитных учреждений. Банкирам, по его словам, неприятно видеть, как владельцы заводов изымают средства из оборота, приобретают на них недвижимость за рубежом, а потом пытаются получить кредит для "поддержания штанов".

Председатель совета директоров "Корин холдинга" Андрей Бриль на это заметил: "Банкиры тоже много чего строят за границей, но, конечно, не надо лезть с претензиями к банковскому сообществу, потому что такой функции, как кредитование, у него нет". По мнению предпринимателя, банки в России созданы для другого: помимо валютных спекуляций, которые приносят 10% в день, кредитные учреждения размещают деньги на депозитах в Центробанке, осуществляют федуциарное кредитование (доверительные операции в интересах клиентов, которые конфиденциально инвестируют свои денежные средства от имени банка), обналичивают с разрешения государства средства. 

Предприниматель убежден, что дефицит денег в России связан вовсе не с западными санкциями: доступа к мировому финансовому рынку у наших банков не было никогда. Просто крупный бизнес вывез туда деньги, а потом через западные банки сам себе стал давать кредиты – российские кредитные учреждения служат лишь ширмой. Закономерно, что получателями этих денег могут быть только "Роснефть", "Газпром" и еще ряд крупных компаний. Такая задача, как кредитование малого и среднего бизнеса, перед банками даже не стоит.

Более того, считает Бриль, государство прекрасно научилось обходиться без несырьевого бизнеса, формируя бюджет за счет природной ренты. Правда, малый и средний бизнес сильно влияют на ВВП страны, поскольку не вывозят деньги за границу, а инвестируют их в экономику. Соответственно, как только их отрезали от ресурсов, показатели роста заметно поползли вниз.

Что же делать в подобных условиях предпринимателям, которые на свой страх и риск пытаются что-то производить? Надо, полагает Андрей Бриль, учиться жить без кредитов и не бояться банкротства, поскольку этот инструмент позволяет бороться с банками, жаждущими вернуть отданные в долг деньги. Очевидно, что банкиры ничему не научились после кризиса 2008-2009 года, почти в два раза подняв сейчас процентные ставки. Это - "вывих мозга".

Банкиры должны помнить, что главная их функция – превращение "коротких" денег населения в длинные инвестиционные ресурсы и передача реальному сектору, в том числе и под оборотные средства. Если банковская система этих функций не выполняет, бизнесу она не нужна. Именно эту простую мысль предпринимательские общественные организации пытались было донести до председателя Центрального банка России Эльвиры Набиуллиной, но неудачно: их встречу несколько раз переносили, а на этой неделе главная банкирша уехала в отпуск.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Актуальное