Дорогу троллейбусу!

Но за какие деньги?

Каменск-Уральское пассажирское предприятие, управляющее муниципальным транспортом, оказалось банкротом. Администрация города предложила правительству Свердловской области либо закрыть троллейбусные маршруты, либо дотировать убыточные перевозки. Премьер региона Денис Паслер, рассмотрев предложения транспортников, заявил, что власти готовы помочь муниципалитету, но покрытие убытков из бюджета не решит проблему. Муниципальный транспорт не сможет выполнить свою социальную функцию, если не будут решены вопросы экономики предприятия, а также урегулированы взаимоотношения перевозчиков на городских маршрутах.

ОАО "Управляющая компания "ПТП" было создано муниципалитетом в 2003 году путем слияния пассажирского автотранспортного предприятия и "Горэлектротранспорта". С тех пор экономическое положение компании существенно ухудшилось: количество перевезенных пассажиров упало с 30 до 20 миллионов в год, доходы сократились со 199 до 150 миллионов рублей. В последние пять лет не было приобретено ни одного нового троллейбуса, количество машин старше десяти лет достигло 70%. Долги компании в настоящее время составляют 35 миллионов рублей и ежемесячно увеличиваются на 3 миллиона рублей.

Помимо высоких затрат на содержание устаревшего транспорта, убытки генерируют высокие тарифы на электроэнергию, которые за последние полтора года выросли в четыре раза. Глава Каменск-Уральского Михаил Астахов полагает, что наилучшим выходом из создавшегося положения было бы увеличение интервала движения троллейбусов либо замена их автобусами, но пойти на это город не может: закрытие электротранспорта нецелесообразно из соображений безопасности на дорогах.

Мэрия подсчитала, что частные перевозчики, которые находятся на упрощенной системе налогообложения и платят зарплату в конвертах, отнимают у УК "ПТП" 2,5 миллиона рублей в месяц. Есть и нелегалы, поставить которых в единое законодательное "стойло" не удается даже с помощью прокуратуры: ушлые предприниматели, пойманные за руку, выдают свои транспортные средства за туристические автобусы, а то и музыкальные салоны! А нерегулярность перевозок освобождает их от ответственности за незаконное предпринимательство.

Генеральный директор ОАО "УК "ПТП" Владимир Кайсаров предлагает властям не гоняться за нелегалами, а дать мэрам законодательные рычаги для формирования маршрутной сети и регулирования количества перевозчиков. Как вариант, полагает он, можно "убить" незаконных перевозчиков тарифами, снизив их для муниципалов с помощью бюджетных дотаций.

Председатель правительства Свердловской области Денис Паслер напомнил, что предоставлять преференции отдельным участникам рынка власти не могут – да и не способен областной бюджет покрывать множащиеся убытки муниципальной компании. Предложения муниципалитета по изменению законодательства он готов направить в Законодательное собрание региона, и он уверен, если есть законодательные механизмы по устранению с дорог нелегальных перевозчиков, то депутаты их поддержат. Главное, что правительство предлагает Каменску-Уральскому, – сменить устаревший подвижной состав на более современный и экономичный в рамках областных и федеральных целевых программ. Чтобы быть конкурентными, надо значительно активнее влиять на рынок пассажирских перевозок, не констатировать, как частники обходят МУП, а становиться конкурентными по времени и комфорту перевозок.

В Екатеринбурге, утверждает заместитель министра транспорта и связи Свердловской области Василий Старков, незаконных перевозчиков практически нет: муниципальные чиновники буквально ежедневно ведут мониторинг маршрутов и жестко воздействуют на нелегалов. Администрации Каменска-Уральского, очевидно, тоже придется заняться "прочесыванием" рынка перевозок. 

"Троллейбусы в Каменске-Уральском будут работать, другого варианта нет. Мы подробно обсудили причины возникновения экономических проблем и возможности их решения. Правительство области поддержит муниципалитет финансово, но при условии, что это будет единоразово, а также только после предоставления программы развития предприятия. Три миллиона в месяц не такие большие средства, если есть внятная программа выхода из кризисной ситуации, реальные меры, чтобы в корне ситуацию изменить", – подчеркнул председатель правительства области Денис Паслер.

Депутат Законодательного собрания Свердловской области, экс-мэр Каменска-Уральского Виктор Якимов считает, что главная проблема муниципального транспорта заключается  не в "художествах" частных перевозчиков (в Каменске-Уральском их доля на рынке составляет всего лишь 10%), а в постоянном росте тарифов, который ведет к сокращению пассажиропотока. Властям надо думать над тем, как вернуть людей в автобусы и троллейбусы.

Эксперты видят решение последней задачи в повышении стоимости моторного топлива для легковых автомобилей, а также в увеличении скорости и комфорта общественного транспорта. Соответственно, власти должны сделать привлекательными тарифы на автобусы-троллейбусы и обеспечить им беспрепятственное движение на дорогах.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ