На чем поедем футбол смотреть?

Екатеринбург радеет за муниципальный транспорт.

Администрация Екатеринбурга продолжает бороться за "областные" деньги для муниципальных транспортных предприятий. Городские чиновники настаивают на том, что власти Свердловской области должны компенсировать перевозчикам разницу между фактическим и "монетизированным" количеством поездок льготников. 

По их мнению, выделение средств из среднеуральской казны – залог выживания для муниципального транспорта, который терпит убытки в сотни миллионов рублей ежегодно. 

Для доказательства того, что городские перевозчики тянут лямку из последних сил, "серый дом" решил 24 февраля 2014 года вывезти депутатов гордумы и журналистов на экскурсию по транспортным предприятиям, передает "Уралинформбюро".

Первым пунктом в маршруте значилось Трамвайно-троллейбусное управление. "Экскурсантам" показали депо на Фрунзе. Как сообщил директор ЕТТУ Александр Мирошник, убытки предприятия по итогам 2013 года составили 430 миллионов рублей при обороте в 3 миллиарда. На то, чтобы поддерживать ветхий подвижной состав в относительной "боеспособности" – покупку запчастей, ремонт – ушло всего 7% суммы. Остальное – заработная плата сотрудников, налоги и оплата энергоресурсов. "При этом средняя зарплата у нас – 23 тысячи рублей. Кадров, разумеется, не хватает", - пожаловался Мирошник журналистам.

То, что подвижной состав ТТУ требует обновления, известно любому екатеринбуржцу - независимо от того, пользуется он им или нет. Как внутренний, так и внешний вид трамваев и троллейбусов подсказывает, что они "рождены в СССР". На линию выводят вагоны, над которыми уже поработали мастера. "Рогатые" без "макияжа" выглядят  значительно страшнее.

"Мы по несколько раз перекрашиваем вагоны. Потом обжигаем и снова перекрашиваем", - пояснил главный инженер ЕТТУ Владимир Ермошин.

Начинка пересобирается по несколько раз, изношенные детали обтачиваются и отправляются в новый цикл. Рабочие сами признают, что вынуждены ремонтировать то, что давно пора выбросить.

Отдельная проблема – состояние производственных помещений. В цехах холодно, хотя они отапливаются, – виной тому неудовлетворительная теплоизоляция.

По словам  Д.Мирошника, чтобы привести подведомственное ему хозяйство в порядок, нужно либо взвинтить тариф в три раза, либо каким-то образом "выбить" компенсации за льготников из региональной казны.

"Транспортники могут существовать нормально и со стоимостью проезда в 23 рубля – при условии, что область возьмет на себя определенные обязательства", - подчеркивает вице-мэр Екатеринбурга по экономике Александр Высокинский.

Чтобы вывести муниципальную электротранспортную систему на уровень, достойный передового российского города-миллионника, нужны более значительные вложения. Городские чиновники называют сумму 10 миллиардов рублей. В ратуше витает призрачная надежда на то, что какую-то часть денег можно выпросить у федеральных властей в преддверии чемпионата мира по футболу. Новые вагоны покупаются по несколько штук в год. А нужны сотни. 

С трамвая парламентариям и журналистам предложили "пересесть" на автобус. Визит в ЕМУП "Муниципальное объединение автотранспортных предприятий" напомнил о давней и темной истории закупки "Икарусов".

По словам гендиректора Николая Герасимова, "автобусники" страдают от тех же проблем, что и ТТУ. Машин мало – с советских времен их количество сократилось настолько, что две базы были ликвидированы за ненадобностью. Сейчас эти площади сдаются в аренду и приносят "копеечку" в кошелек МУПа. Однако эта прибыль вкупе с доходами от размещения на бортах рекламы не может выправить финансовую ситуацию: по итогам 2013 года убытки превысили 300 миллионов рублей.

Для ремонта автобусов задействован свой "мини-завод", но мастера способны помочь не всегда: пробег некоторых автобусов составляет сотни тысяч километров.

Налицо и дефицит кадров, вызванный низким уровнем заработной платы – сегодня водитель получает порядка 25 тысяч рублей в месяц. Проблема грозит обостриться весной: порядка 30% персонала – иностранные граждане, а с мая на рейсы смогут выходить только владельцы российских прав. Впрочем, Герасимов уверил присутствующих в том, что МУП работает над этим вопросом. 

Следует отметить, что депутаты-"справедливороссы", оппонирующие городским чиновником, восприняли экскурсию как откровенную попытку надавить на жалость. По ходу объезда они неоднократно пытались перевести разговор на "коммерческие" рельсы. В частности "эсеры" поставили под сомнение отчеты ТТУ о доходах от рекламы.

"Управление имеет 709 единиц подвижного состава, а задекларированный доход от рекламы составляет 16 миллионов рублей. Путем нехитрых подсчетов выясняем, что один вагон приносит в месяц порядка 2 тысяч рублей. Где вы видели такие цены?" - возмутился депутат Илья Лобов.

Евгений Боровик, в свою очередь, поинтересовался у Николая Герасимова, почему ЕМУП "МОАП" не стремится зарабатывать деньги на коммерческих маршрутах. В настоящее время лишь 13 из 33 маршрутов, обслуживаемых предприятием, можно назвать экономически выгодными. "Понятно, что социальные маршруты нужны, но почему бы не реализовать отдельный проект с целью извлечения прибыли?" - спросил он.

Ответы на все вопросы по части экономики Александр Высокинский пообещал озвучить на заседании рабочей группы по проблемам транспортных МУПов и тарифу  27 февраля 2014 года. Планируется, что на встречу придут и частные перевозчики, также добивающиеся от области выплаты компенсаций за провоз льготников.

"Уралинформбюро" в этой связи хотело бы задать свои вопросы для дискуссии. Является ли автомобиль Mercedes ML 350 служебным автомобилем директора ТТУ Александра Мирошника? Несет ли бюджет ТТУ расходы по обеспечению физической охраны своего руководителя? 

Александра ГАЗИЗОВА

Еще в сюжете: Мундиаль-2018