Екатеринбург пойдет пешком

Мегаполису грозит транспортный коллапс.

Руководство Екатеринбурга и представители областной власти в очередной раз схлестнулись, решая судьбу муниципального транспорта. 18 апреля 2014 года в стенах Заксобрания прошло второе заседание специальной рабочей группы.

Как ранее сообщало "Уралинформбюро", городские чиновники настаивают на том, что областная казна должна компенсировать перевозчикам разницу между фактическим и "монетизированным" количеством поездок льготников в объеме 60%. Соответствующее соглашение было заключено между мэрией и правительством региона в 2009 году.

В 2010 году у документа истек "срок годности". За два года его действия, по словам руководства мегаполиса, область возместила мизерную часть понесенных затрат. Теперь мэрия требует погашения задолженности и пролонгации соглашения. Как утверждается, выделение средств из среднеуральской казны – залог выживания для муниципального транспорта, который терпит убытки в сотни миллионов рублей ежегодно.

Между тем, регионалы деньгами разбрасываться не намерены. Глава свердловского минфина Галина Кулаченко на первом заседании рабочей группы ясно дала понять – соглашение было принято до нее, поэтому прописанные в нем обязательства ее не касаются. "Естественно, соглашение не может быть обязательством. Почему, собственно, не появился закон, который бы обязал субъект платить? Почему у нас не было постановления правительства? Это все вопросы к истории. На сегодня мы оцениваем только существующие расходные обязательства, когда есть нормальная законодательная база", - заявила министр.

Кроме того, региональные власти попытались опровергнуть заявление мэрии о том, что не было никакой помощи с момента монетизации льгот в 2008 году. В частности, в 2013  и 2014 году из среднеуральской казны было выделено 2,7 и 2,8 миллиарда рублей на поддержку метрополитена. Однако, как известно, метростройка лишилась федерального финансирования, без которого реализация проекта не представляется возможной.

Как объяснил вице-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский, средства распределили по другим бюджетным статьям. В частности, дополнительные, хоть и небольшие вливания были отправлены на ремонт дорог – после "убийства" программы "Столица" мегаполису любая копейка дорога. На поддержку транспортников-муниципалов средств, увы, не хватило.

Экономические выкладки чиновников совершенно не интересуют тех, кто ежедневно обеспечивает работу транспортной системы муниципалитета – водителей, кондукторов, работников ремонтных цехов. Им надоело нищенствавать самим и наблюдать за тем, как разваливаются их предприятия. Представители муниципальных транспортных компаний объясняли, что уже не первый год вынуждены работать, экономя на амортизации подвижного состава. Средств, зарабатываемых ТТУ и МОАП, хватает на покрытие обязательств по выплате заработной платы. Но ее уровень оставляет желать лучшего, отставая от средней по городу на 10 тысяч рублей. К примеру, молодой специалист получает в ЕМУП ТТУ чуть более 20 тысяч рублей, тогда как его коллеги в системе РЖД получают - от 30 тысяч.

В полдень 21 апреля транспортники устроят "флешмоб": ровно на одну минуту встанут все трамваи, троллейбусы и муниципальные автобусы Екатеринбурга, подав звуковой сигнал в знак поддержки требований об исполнении "транспортных" обязательств областного бюджета. Если сигнал не будет услышан, они обещают 10-минутную акцию протеста. А потом сотрудники и вовсе не выйдут на работу. 

По всей видимости, именно перспектива транспортного паралича в городе сдвинула переговорный процесс с мертвой точки. Председатель рабочей группы, глава бюджетного комитета Закосбрания Владимир Терешков предложил несколько вариантов решения проблемы. В частности, была озвучена идея о снижении налоговых ставок для транспортных МУПов - впрочем, не совсем ясно, как это предложение вписывается в реализуемый нынче курс на оптимизацию льгот.

Ощутимые плоды в будущем могла бы принести замена пособий, которые стали получать льготники после монетизации, на целевые выплаты. "Сегодня льготник свои "автобусные" деньги может по факту израсходовать на что угодно. Фактически получается, что до транспортников доходит лишь 30-35%. Если бы мы законодательно предусмотрели, что тратить их можно только на транспорт, изменив статус поддержки с пособия на выплату, перевозчики бы вздохнули свободнее. То есть, кто не ездит – тот не получает деньги. Если бы такой механизм заработал, соответственно, мы могли бы поднять сумму до 400-500 рублей и выше", - заявил В.Терешков.

Вместе с тем, совершенно очевидно, что введение такой "выборочной" монетизации повлечет за собой массовые протесты – но теперь бастовать будут уже льготники. Шансы на реализацию этого предложения без потерь предстоит оценить региональному минсоцполитики.

Что бы ни было, но все идеи областных властей, хороши они или плохи, нацелены на перспективу. И введение льгот, и замена пособия на выплату могут произойти в лучшем случае в 2015 году. А действовать нужно сейчас.

"Коллеги, я предупреждаю – если продолжать встречаться раз в несколько недель и анализировать документы, никуда не двигаясь, то в следующий раз мы будем общаться в рамках антикризисного штаба", - подчеркнул А.Высокинский.

Солидарен с ним и глава фракции КПРФ в Заксобрании Нафик Фамиев. "Конечно, можно пытаться взыскивать деньги через суды, но это долго и муторно. Нужно, чтобы за стол переговоров сели губернатор Евгений Куйвашев, премьер-министр Денис Паслер, глава минфина Галина Кулаченко, глава Екатеринбурга Евгений Ройзман, сити-менеджер Александр Якоб, руководитель городского Финдепартамента Андрей Корюков, представитель РЭК. И пусть эти семеро не выходят из кабинета, пока не договорятся", - заявил парламентарий.

По всей видимости, областная часть рабочей группы понимает всю серьезность положения. Именно поэтому предложение Фамиева было внесено первым пунктом в протокол заседания. Теперь слово за губернатором.

Александра ГАЗИЗОВА