"Скорая" будет не скоро

С мигренью придется подождать.

Жалобы екатеринбуржцев на неторопливость "скорой" отчасти обоснованы. Далеко не все горожане знают, что еще год назад приказом Минздрава РФ все вызовы на станции сортируются на "экстренные" и "неотложные". И если в первом случае - реанимация приедет максимально быстро, во втором - ожидание может растянуться на часы.

К экстренным относят состояния, представляющие угрозу для жизни. Это нарушения сознания, дыхания, кровообращения, психические расстройства, если пациент опасен для окружающих. В перечне остались роды и последствия чрезвычайных ситуаций (ДТП, пожары и так далее). В этом случае оператор пошлет карету "скорой" в первую очередь. По требованию свердловского минздрава медики должны приехать к больному за 20 минут. В Екатеринбурге в такой график укладывается около 70% выездов.

Неотложной помощи требуют внезапные острые заболевания, обострения хронических болезней без явных признаков угрозы жизни. В этом случае диспетчер перенаправит вызов в поликлинику по месту жительства пациента, где ежедневно дежурит врач, обеспеченный легковым автомобилем. Быстро ждать такую "неотложку" не стоит. С учетом дорожного трафика уральской столицы и числа вызовов медик может добираться до места 2-3 часа.

Теперь только 30% вызовов городской станции СМП приходятся на неотложные. В основном они принимаются в ночное время, поскольку дежурный врач в поликлинике работает до 20.00.

"До выхода этого приказа все вызовы, поступающие в скорую медицинскую помощь, шли в порядке очередности. Но это полный абсурд. Например, поступает звонок в 7.20 взрослый человек с температурой 38,7 и в 7.20 и 30 секунд – инфаркт миокарда. И человек с инфарктом должен был ждать. Если мы поступали по-другому, были виноваты. Сейчас вызовы сортируются по тяжести состояния больного", - рассказал "Уралинформбюро" главврач станции скорой медицинской помощи имени В.Ф. Капиноса Игорь Пушкарев.

На такой шаг Минздрав РФ пошел не просто из желания сэкономить на реанимации. К слову, в 2013 году один вызов бригады в Екатеринбурге стоил казне в среднем 2550 рублей. Главная причина – это невероятное количество вызовов, именуемых на врачебном сленге "привет-совет", когда пациенту просто нужна консультация.

"В более чем 40% случаев - без всякой терапии, не требуется даже медикаментозная помощь. И это работа "скорой"? Только 48% пациентов госпитализируется. Мы были вынуждены организовать на станции консультативный пост. На отдельной линии круглосуточно принимает звонки врач высшей категории, который общается с пациентом до 20 минут. Диспетчер должен обслужить вызов за 20-40 секунд", - подчеркнул И.Пушкарев.

Не уменьшается число ложных вызовов. Только в прошлом году "вхолостую" медики уральской столицы накатали на 120 миллионов рублей. Это в то время, когда городская скорая испытывает трудности с финансированием. По прогнозам главврача станции СМП, до конца года потребуется дофинансирование порядка 1,8 миллиона рублей.

"Очень много историй, когда, вызвав медиков, пациент не открывает дверь, отказывается от осмотра. Зачем надо было вызывать, я понять до сих пор не могу. Мы пытаемся объяснить, что бригад-то больше нет, вы своим вызовом оторвали от более серьезных случаев. Таких около 9% вызовов", - возмущается И.Пушкарев.

И это возмущение понятно. В условиях дефицита кадров (требуется около 100 фельдшеров и порядка 60 врачей) до 100 сократилось число бригад, еще год назад их было 113.  

В 2013 году на станцию СМП обратился каждый четвертый екатеринбуржец. Ежегодно на оказание экстренной помощи тратится 1,2 миллиарда рублей. А пока медики спасают чью-то жизнь, с мигренью можно и подождать.