Коляска у школьных ворот

Когда их откроют для детей-инвалидов?

Свердловская область получила из федерального бюджета на развитие инклюзивного образования более 30 миллионов рублей. Большинству уральцев эта новость ровным счетом ни о чем не говорит. Но для Никиты Устьянцева и еще десятков детей-инвалидов, вынужденных сейчас учиться дома, это прорыв.

Инклюзивное образование – это обучение инвалидов вместе со здоровыми сверстниками. Согласно законодательству РФ, дети с ограниченными возможностями могут посещать обычные детсады и школы. Однако родители зачастую вынуждены отказать своему ребенку в общении и согласиться на домашнее обучение.

Родители Никиты Устьянцева запирать ребенка в четырех стенах отказались. "Домашнее образование – это тупик. Можно получить знания, но социальной адаптации таким образом добиться нельзя", - рассказывает Михаил Устьянцев.

В 2004 году Устьянцевы стали первыми в Екатеринбурге, кто отважился приехать на Первый звонок в инвалидной коляске. "Я сам Никиту поднимал в класс на третьем этаже, - вспоминает отец. - В начальной школе было легче - там один кабинет. А потом старшеклассники помогали, ребята приходили и переносили его с урока на урок. Теперь одноклассники по кабинетам таскают. Благо, он не тяжелый".

За 10 лет обучения Никиты в гимназии сделали пандус - 3 ступеньки, ведущие к главному входу. На полное оснащение денег из муниципальной казны так и не выделили. Неприспособленность образовательных учреждений к приему детей с ограниченными возможностями останавливает многих родителей.

"На самом деле не каждый сможет. Каждый день нужно ходить. Тут и денежный вопрос. Кто будет зарабатывать?" - делится опытом М.Устьянцев.

"Могу сказать, что не встречала школу, на 100% готовую к инклюзивной работе. Отсутствие материально-технической базы не позволяет детям чувствовать себя полноценными. Но вода камень точит, и вопросы, которые мы продавливали 3-4 года назад, сегодня начинают обретать готовые решения", - отмечает Виктория Щёлкова, директор Благотворительного фонда Антона Шипулина.

О том, что ситуация  меняется, говорит и Михаил Устьянцев. Прежде всего, в отношении подростков к сверстникам-инвалидам. И потому их родители, несмотря на все сложности, все чаще решаются отправить детей в школу.

"Рядом с нами появилась полностью оборудованная школа. Мы ходили, смотрели, все замечательно. Но Никита – в слезы, не хотел переводиться. Он привык к коллективу, поэтому мы остались учиться на прежнем месте", -  говорит М.Устьянцев.

В 2014 году на развитие инклюзивного образования Средний Урал получил из федерального бюджета более 30 миллионов рублей. Благодаря этим средствам будут оснащены 32 образовательных учреждениях в 26 муниципалитетах. В программу вошли Белоярский, Берёзовский, Ивдельский, Каменский, Кушвинский, Тавдинский, Новоуральский городские округа, Слободо-Туринский муниципальный район, Нижний Тагил, Первоуральск и Каменск-Уральский.

Как сообщили "Уралинформбюро" в региональном министерстве образования, Свердловской области удалось привлечь федеральные субсидии благодаря достойному софинансированию на региональном уровне. Из среднеуральского бюджета на реализацию проекта направлено более 17 миллионов рублей.

"Наши ежегодные поступательные движения помогают решать проблему, но нам предстоит ещё огромная, серьёзная и благородная работа. Во всех территориях, малых городах и населённых пунктах должны быть такие школы. Это важно для социализации каждого ребёнка", – уверен министр Юрий Биктуганов.

К работе активно подключились и звезды спорта. Благодаря усилиям четырёхкратной паралимпийской чемпионки Алены Кауфман и Благотворительного фонда олимпийского чемпиона по биатлону  Антона Шипулина, в Екатеринбурге организуется первый в России Центр инклюзивного спорта "Олимп". На базе Уральского государственного лесотехнического университета будет создана спортбаза, где дети с ограниченными возможностями смогут заниматься рядом со здоровыми сверстниками. 

Тем временем, Никита Устьянцев выбирает вуз, куда будет поступать в следующем году. С профессией он уже определился – компьютерные технологии. В том, что сын успешно сдаст ЕГЭ, Михаил не сомневается. А вот будет ли готова высшая школа к приему студента-колясочника? 

Ирина КАЛИНИНА