Колокола памяти

В Карском море.

Завершился очередной этап экспедиции в Карское море, которую инициировали жители Ямало-Ненецкого автономного округа. Ее участники прошли более 1 800 морских миль, стартовав с Ямала и завершив поход в Мурманске. Экспедиция была приурочена к 70-летию гибели конвоя БД-5 (Белое море – Диксон №5).

Перед исследователями стояла непростая задача – обнаружить точные координаты затонувших судов. Она была успешно решена: помимо торпедированных тральщиков и транспортного корабля "Марина Раскова" удалось обнаружить останки ледокольного парохода "А.Сибиряков", потопленного двумя годами раньше.

Изучить находки предстоит уже "Карской экспедиции – 2015". Кроме того, исследователи рассчитывают при помощи губернатора ЯНАО, который уже подтвердил готовность оказать поддержку этому проекту, осуществить в следующем году поиск захоронения останков людей с БД-5 на острове Белый.

Участниками экспедиции в Карское море были сотрудники ООО "Фертоинг" (компания занимается комплексными морскими изысканиями) и члены ямальского отделения Русского географического общества. Активное содействие им оказало правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, уделяющее в последние годы большое внимание разноплановым исследованиям Арктики. Связано это, с одной стороны, с возрождением Северного морского пути, с другой – с предстоящим освоением шельфовых месторождений углеводородов в Карском море. Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин считает, что, прежде чем вторгнуться в арктические кладовые, необходимо тщательно изучить ее хрупкую экосистему, и ровно также важно знать, что эти территории богаты не только углеводородами, но и историей. Ведь не секрет, что ямальская земля была освоена людьми раньше, чем были построены египетские пирамиды.

И в этот раз экспедиция не была связана с промышленным освоением Арктики. Дело в том, что еще в 30-е годы двадцатого века на Северной земле, на островах Диксон и Белый кипела жизнь: там располагались полярные станции, военные базы, функционировали подразделения Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). По ледовитым морям перевозилась масса грузов и людей.

Одним из таких рабочих караванов и был конвой БД-5, вышедший в августе 1944 года из Северодвинска. На борту "Марины Расковой" находилась очередная смена полярников с Диксона, их семьи, военнослужащие Беломорской Военной флотилии, специалисты, работающие в ГУСМП. Кроме того, транспортный пароход вез продовольствие и технические грузы для Карской военно-морской базы и полярных станций.

Неподалеку от острова Белый конвой был атакован немецкой подводной лодкой. Получив три торпеды, транспортник затонул. Были подбиты также два тральщика, сопровождавшие пароход. Около четырехсот человек нашли свое последнее пристанище в водах Карского моря. Однако точных координат места трагедии до сих пор не было. Специалисты, основываясь на известных фактах, указывали совершенно разные точки на карте. Это сильно затруднило поиск останков судов.

По словам действительного члена Русского географического общества Сергея Шулинина, перед стартом экспедиции ее участники изучили немецкие и американские архивы. Но это мало чем помогло, потому что командиры подводных лодок в донесениях указывали не координаты атакованных судов, а лишь квадраты размером четыре на шесть миль. При определении места для поиска "Марины Расковой" мнения исследователей разошлись. Сначала был выбран один квадрат, но потом после дискуссий остановились на другом.

Результатов не было, и тогда, проанализировав имеющиеся документы, а также учтя силу ветра и скорость течения, решили перейти к третьему варианту. Именно в этом квадрате при прохождении радиуса с одного галса на другой гидролокатор бокового обзора и захватил "Марину Раскову". С.Шулинин говорит, что картинки получились почти идеальными: судя по изображению, по ширине и длине, а также по повреждениям, это именно тот пароход, что вышел 8 августа из Северодвинская в составе конвоя БД. Как оказалось, координаты сильно не совпали с теми пятью точками на карте, что приводились до этого.

В ходе экспедиции ее участники планировали также высадиться на остров Белуха, где установлен маяк-памятник в честь погибших в бою ледокольного парохода "А.Сибиряков" с тяжелый крейсером "Адмирал Шреер" в августе 1942 года. Советский ледокол так же, как и "Марина Раскова", вез персонал и оборудование для полярной станции на Северной земле. В заливе Миддендорфа между островами Белуха, Центральный и Продолговатый его встретил немецкий рейдер, который охотился за международными транспортными караванами. Командир парохода Анатолий Кочарава принял решение уходить к острову Белуха, но не успел. Четыре снаряда из главного калибра "Адмирала Шреера" побудили экипаж советского судна открыть кингстоны.

Большая часть людей погибла, около двух десятков попали в плен, спасся лишь кочегар Вавилов, который сумел добраться до острова, на котором прожил более месяца, располагая лишь банкой галет и мешком отрубей. Ночевал он на маяке, опасаясь белых медведей. Кочегару сильно повезло и во второй раз: его заметили с проплывающего корабля и сняли с острова самолетом. В 1967 году в честь тех трагических событий 25-летней давности на Белухе установили башню-памятник, возложить цветы к которому участникам "Карской экспедиции - 2014" помешал сильный шторм.

"А.Сибирякова" пытались обнаружить еще в советское время, но безуспешно. В этот раз помогли немецкие архивы. Как оказалось, опираясь на показания Кочаравы, искали   совершенно не там: севернее острова Белуха, тогда как надо было южнее. Инженер-гидрограф ООО "Фертоинг" Александр Бобровский говорит, что состояние корабля неизвестно, но, судя по снимкам, корпус у него целый – правда, рубка разрушена и видны повреждения. Согласно данным Русского географического общества, других судов такого класса тут потоплено не было.

Подводные исследования находок запланированы на 2015 год: губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин подтвердил, что проект "Карская экспедиция" будет продолжен, сообщили "Уралинформбюро" в пресс-службе главы региона. По словам Сергея Шулинина, пока не решено, как будут исследоваться останки судов – условия позволяют использовать водолазов, но, возможно, будет применяться автоматическое оборудование.

Помимо подводных работ в планах правительства ЯНАО на 2015 год также значится экспедиция на остров Белый, где совсем недавно на часовне были установлены "Колокола памяти". В прошлом году волонтеры, проводившие очистку острова от мусора, обнаружили останки кунгаса, который в 1944 году с телами людей с БД-5 прибило к берегу. Они похоронены на Белом, но где расположена могила, никто не знает. Это предстоит установить участникам археологической экспедиции в год 70-летия победы советского народа в той страшной войне.

Продолжится и поиск судов, затонувших в Арктике. Сергей Шулинин рассчитывает, что морская научно-историческая экспедиция будет также широко поддержана ямальской общественностью.

Виктор СТЕПАНОВ