Еще полетаем или пролетаем?

Заграница - только для миллионеров.

Туристическая отрасль в России оказалась на перекрестке семи дорог, и чиновники, по мнению представителей бизнеса, вновь хотят встать на самую кривую. Туриндустрия серьезно пошатнулась минувшим летом, когда операторы начали разоряться один за другим - снежный ком только нарастает. В кризисные времена люди в первую очередь экономят на отдыхе, поэтому сейчас бизнес путешествий - на грани выживания. Чего бояться и на что надеяться, "Уралинформбюро" расспросило у екатеринбургских экспертов.

2014 год оказался для туристической сферы самым сложным за три пятилетки - с 1998 года. Из-за безостановочного роста курса валют туркомпании оказались в финансовой яме. Немало операторов заключали договоры с авиаперевозчиками в валюте и вообще не знают, как будут выживать. Как рассказал "Уралинформбюро" директор компании VISTA Максим Пузанков, весной, когда будут подписываться договоры на летний сезон, скорее всего, все авиакомпании перейдут на такую практику.

Турпоток в Европу уже сократился наполовину, и это не предел, предупреждает генеральный директор компании "РоссТур" Александр Недополз. Сворачиваются направления на Мексику, Доминикану, частично - в Азию. Падает спрос и на самые доступные маршруты - на январь отменено 28 рейсов из Екатеринбурга в Египет. "Остаются, конечно, и те, кто отдыхает, как прежде. Девальвация рубля не отразилась на тех, у кого доход исчисляется в евро и долларах. Не говоря уж о заработавших на валютных спекуляциях... Стоила у них поездка три миллиона, а сейчас пять - для них это непринципиально", - поясняет М.Пузанков.

Небогатые туристы, боясь неизвестности, покупают путевки в последний момент, внося деньги за 2-3 дня до вылета. "Если раньше компании в этот период уже озвучивали какие-то спецпредложения на весну, то теперь в этом нет смысла, хоть за рубль предложи - покупать не будут", - поясняют специалисты. Сейчас двухнедельный отдых в марте на двоих в трехзвездочном отеле стоит от 100 тысяч рублей. 

Что касается чиновников, то они аплодируют, отмечает М.Пузанков. Выездной туризм не кормит бюджет и малоинтересен властям, которые всегда настаивали на развитии внутреннего. Не было бы счастья, да несчастье помогло - сейчас российскими здравницами волей-неволей заинтересовались как туристы, так и туроператоры. Насколько вырастет спрос на внутреннем рынке, предсказать сложно, но саму тенденцию не оспаривает никто. Эксперты считают, что есть шансы занять свою нишу и у Свердловской области. "Если еще два года назад проект "Самоцветное кольцо Урала" воспринимался с пессимизмом - скорее, как соцнагрузка, то сейчас прорисовываются перспективы ведения бизнеса, - считает М.Пузанков. - Продукт должен быть хорошо упакован и предложен - тогда его будут брать". В будущем году из госказны на этот проект будет получено 450 миллионов рублей. Однако перспективы есть только при условии стабилизации экономики.

Даже если у внутреннего туризма и большое будущее, то очень далекое. А у туркомпаний сейчас одна задача - удержаться в настоящем. Эксперты и чиновники последнее время усиленно работали над поправками в закон "О туристической деятельности". По словам М.Пузанкова, институт финансовых гарантий не оправдал себя, не защитив ни туристов, ни туроператоров: первые получили копеечные компенсации, вторые (в лице директоров и бухгалтеров) оказались под арестом.

Но вместо того, чтобы искать действенные рычаги управления, государство решило потуже затянуть удавку. На рассмотрение правительственной комиссии было представлено 5 законопроектов, в том числе от Российского союза туриндустрии и Уральской ассоциации туризма, рассказал "Уралинформбюро" исполнительный директор УАТ Михаил Мальцев. Чиновники обдумывали поправки 4 месяца, сроки "сдачи" переносили трижды и в конце концов "что могли, то представили". По мнению М.Мальцева, в таком виде законопроект может утопить туриндустрию. Работу потеряют 150-200 тысяч человек, в том числе до 20 000 в УрФО. 

Финансовую нагрузку на туроператоров планируют увеличить в 4-5 раз, подсчитал М.Пузанков: "Некоторые вынуждены будут уйти с еще большим хлопаньем двери, чем "Лабиринт". Так, компания с оборотом около 100 миллиардов рублей должна будет отдать 5%, то есть 5 миллиардов. В такой ситуации тому же Tez Tour и Anex Tour проще самим создать свою страховую компанию, вложив в это 110 миллионов, и тогда у них будут технические гарантии, правда, ничем не обеспеченные, поясняет эксперт.

Сейчас страховые компании вообще отказываются работать с турбизнесом - им это обременительно. Они готовы гарантировать не более 100 миллионов рублей, да и то только проверенным клиентам. По истечении срока нынешних финансовых гарантий представители туриндустрии могут оказаться вне закона. Если еще закрутить финансовые "гайки", за дело возьмутся страховые компании, вроде СК "Восхождения", с которой и взять-то оказалось нечего - ситуация только усугубится, предупреждает М.Мальцев.  

Еще одно предложение чиновников для создания компенсационного фонда - брать с туркомпаний по 100 рублей за путевку. Ловушка в том, что годовой объем продаж необходимо озвучивать заранее - если он будет превышен, то оператора вправе исключить из реестра, а это большое поле для коррупции.

"Положение дел на туристическом рынке напоминает перекресток в час пик, когда сломались светофоры. Неподалеку стоят инспекторы ДПС, которые вместо того, чтобы отрегулировать движение, ловят и сажают нарушителей. Так можно всех пересажать. 90% туроператоров сейчас в одинаковой ситуации", - добавляет М.Пузанков.

Уральские эксперты признают, что страховка в туриндустрии нужна, но с разумным подходом. Логично выстроить систему по примеру банковского сектора, где клиентам гарантировано возвращение вкладов в размере до 700 тысяч рублей. Как подчеркивает М.Пузанков, в туриндустрии так же нужно защитить средний класс. По подсчетам, сделанным еще до кризиса, средняя стоимость путевки на человека - 30 тысяч рублей, возвращение этого минимум и надо гарантировать, а те, кто платит миллионы, не пострадают.

Что не менее важно - необходимо навести порядок на агентском рынке, где сейчас полный хаос. Как минимум половина проблем туристов возникает по вине турагентств. Но их тоже собираются свесить на туроператоров, которых обяжут работать с агентствами по поручительствам. В итоге первые будут отвечать за все, а последние - ни за что. Это при том что у крупных туроператоров по 10 тысяч агентских контрактов.

В январе законопроект "спустят" в регионы, чтобы узнать мнение в территориях. Уже завтра, 17 декабря 2014 года, УАТ направит открытое письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому и губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву, чтобы блокировать принятие "мертвого" законопроекта.

Людмила СОЛОДКОВА

Еще в сюжете: Мы едем в далекие края