Владимир Владимирович, мы задыхаемся!

В борьбе за чистый воздух челябинцы обратились к Путину.

Для Южного Урала экологическая безопасность давно стала больным вопросом. Но в последнее время, когда смог, в том числе над областным центром, стал угрожать тысячам людей, задыхающимся от едких выбросов, тема вышла из-под контроля официальных структур и перешла в разряд самых обсуждаемых. Народ просто взорвался, требуя от городской и региональной власти четкого ответа, когда предприятия перестанут их травить.

Администрация Челябинской области во главе с Борисом Дубровским пытается остудить ситуацию, делая заявления о том, что не всё так плохо. Как сообщил "Уралинформбюро" пресс-секретарь губернатора Олег Гришанков, глава области проводит публичные переговоры с акционерами предприятий-загрязнителей. "Ситуация очень простая, - считает он. - В Челябинске ежегодно увеличивается количество дней с неблагоприятными метеорологическими условиями. Ряд наших ключевых предприятий-загрязнителей образуют некий треугольник. На каждое предприятие приходятся свои нормы предельно допустимой концентрации. Когда они начинают все дымить при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ), то в этом треугольнике возникает концентрация вредных веществ значительно выше. И речь идет о том, чтобы заставить предприятия во время НМУ снижать объемы производства".

Однако это многообещающее заявление о снижение производства выглядит сомнительным. И вот почему. Ещё при прежних губернаторах Петре Сумине и Михаиле Юревиче, челябинские власти пытались вывести предприятия на "экологически чистый путь". В административном арсенале было два рычага воздействия. Большой штраф в случае превышения нормы выбросов и, самый радикальный, закрытие предприятия.

Однако, как показала практика, предприятиям до сих пор легче платить сотни миллионов рублей штрафов за загрязнение окружающей среды, чем приобретать новое, экологически безопасное оборудование. А идея с "закрытием" вообще утопическая - доля отчислений металлургических гигантов в бюджеты всех уровней плюс количество работающих не позволят говорить о закрытии ни одного из них.

Но, по словам Олега Гришанкова, понимание с руководством заводов у них есть, предприятия намерены сотрудничать. "Сейчас не назову цифру, насколько процентов каждое предприятие готово пойти на снижение производства. Но переговоры проводятся, потому что все живут в едином пространстве и в конфликты никто не собирается ударяться, - отмечает он. - Вот характерный пример. Один из загрязнителей в области – Коркинский разрез, на котором происходят внутренние пожары. В результате переговоров, достаточно жестких, руководство Челябинской угольной компании заключило контракт с ООО "Спецавтотехника", применяющей установку "Натиск-300" с компрессионной пеной для тушения эндогенных пожаров (самовозгорание угля - прим. ред.) Там 8 очагов возгорания, но коркинцы взяли на себя обязательство к 1 июня потушить половину из них".

Интересно, что буквально на днях, 16 марта, в мэрии Челябинска появилась новая должность - "городской эколог". Занявшая это место Елена Чиркова раньше много лет проработала в Горэкоцентре и пока не может сказать ничего о своих полномочиях. Предложила поговорить о новой работе на следующей неделе, когда войдёт в курс дела. Но как специалист по мониторингу вредных выбросов в атмосферу, оценивает ситуацию в городе как неблагоприятную: "По нашим замерам превышения бывают по основным загрязнителям города Челябинска. Это - диоксид азота, углеродаоксид, по фенолу было превышение. Если у нас штиль – выветривание вредных веществ из города не происходит. Если ветер северный, выбросы направлены в центральную часть города, потому что у нас все крупные предприятия, если от центра смотреть, находятся на севере города".

В одночасье с подобной ситуацией не справиться, убеждена Елена Чиркова. Даже если остановить производство (теоретически). Ещё один серьёзный источник загрязнения - автотранспорт, количество которого выросло в разы.

Итак, не вошедший в курс дела штатный эколог городской администрации осторожно рассуждает о том, что Челябинск был и остаётся экологически неблагополучным городом. Представитель администрации губернатора пытается создать у южноуральцев позитивное настроение в связи с неким "жестким контролем" в отношении предприятий-загрязнителей. А в свою очередь активист челябинской группы "Вредные выбросы" Андрей Попков во всеуслышание называет вещи своими именами.

"Вы знаете, на протяжении буквально трёх месяцев нас каждый день травили этими выбросами, - рассказал "Уралинформбюро" Попков. - В определенные дни в Челябинске была вообще непроглядная тьма даже среди ясного неба".

Вот с этого ясного неба в тучах выбросов и грянул гром. Когда в один из дней Челябинск накрыло сильнейшим смогом, люди предложили – давайте напишем петицию президенту Путину.

"Мы надеемся, что эта петиция определенным образом повлияет на местные власти, и они начнут какую-то деятельность по защите горожан, - уверен Попков. - Пока, кроме слов, мы от руководства города и области ничего не слышим. Пожалуй, на этой неделе впервые был какой-то реальный шаг, когда прокурор города Коркино подал иск в суд, чтобы потушили пожар на разрезе. Но Коркинский разрез - не единственный загрязнитель. Безусловно, виноваты и промышленники, и неправильно организованные транспортные потоки. Проблема достаточно комплексная, но власти отмалчиваются, заняв какую-то выжидательную позицию. Губернатор бесконечно поручает и перепоручает, а реальной программы действий нет".

На вопрос, ощущает ли Андрей Попков на себе последствия выбросов, молодой челябинец сообщил: "Мы с вами разговариваем, а у меня совершенно осевшая глотка, постоянный насморк, першение в горле. Такого никогда раньше не было. Сегодня разговаривал с человеком, он рассказал, что у его ребенка отёк носоглотки. И врачи напрямую связывают его с выбросами. Потому что простуды нет, но при этом есть все признаки отравления ядовитыми парами".

Митинг "Мы хотим дышать!" в Челябинске назначен на 21 марта. Заявка сделана на 2500 человек, но о том, сколько участников соберётся в центре города на Алом Поле, пока можно только догадываться. Под петицией, адресованной президенту России, с просьбой взять под особый контроль ситуацию с вредными выбросами в Челябинске уже подписалось почти 20 тысяч человек.

Организаторы подчёркивают, что тематика митинга посвящена исключительно экологии. И настоятельно советуют не придавать мероприятию политическую окраску.

Ирина КАЛИНИНА, Андрей ЯЛОВЕЦ