Оставить нельзя вернуть

Запятая для приемных родителей.

В 2008 году в России был принят закон об опеке и попечительстве. С этого момента ребенка из детдома стало не обязательно усыновлять, а достаточно подписать контракт с государством на его воспитание. И получать средства на содержание сироты и "зарплату" приемного родителя.

Цель нововведения – скорейшая ликвидация детдомов, которая стала одним из мерил успеха работы губернаторов регионов. На Среднем Урале успели закрыть шесть приютов из сорока с лишним. И все бы хорошо, но как выяснил корреспондент "Уралинформбюро", вместе с числом приемных детей растет и количество отказов от них.

К 1 апреля 2015 года в свердловских детдомах осталось 2 800 воспитанников, в основном подросткового возраста. По статистике, из 18 700 детей без попечения родителей 85% воспитывается в замещающих семьях.

За кадром остаются цифры возврата. Приемные родители социальных сирот, а таких три четверти из общего числа, отказываются от взятых на себя обязательств. В 2013 году из опекунских семей вернулось 188, а в 2014 – 139 юных среднеуральцев.

"В целом по России в 2013 году приемные родители отказались от 10% детей-сирот. В Свердловской области меньше – 4%. В Москве, по неофициальной статистике, эта цифра достигает 30%", - сообщила "Уралинформбюро" директор некоммерческой организации "Семья детям" Лариса Бучельникова.

На Среднем Урале чаще всего от воспитания сирот отказываются бабушки и дедушки. По закону родственники, независимо от возраста, имеют приоритетное право при рассмотрении вопроса об опекунстве. И пока ребенок маленький, все в порядке. Но с подростком пожилым людям справиться сложно.

"Ребенок подрос, ему 15-16 лет. Начинаются уходы из дома. И бабушка говорит: не могу больше, пожалуйста, забирайте. В этом случае прорабатывается ближайшее окружение среди родственников. Если желающих не находится, тогда рассматриваются патронатные семьи, где приемные родители уже воспитывают нескольких детей. И в самую последнюю очередь – детдом", - подчеркивает начальник отдела организации и контроля деятельности по опеке и попечительству министерства социальной политики Свердловской области Ирина Маевская.

Государство выделяет на денежное содержание детей-сирот от 8 до 12 тысяч рублей в месяц. Приемный родитель также получает вознаграждение за воспитание ребенка  - 5 тысяч рублей ежемесячно. Плюсом в Свердловской области из регионального бюджета идут различные надбавки за возраст и отклонения в здоровье ребенка.

"Без материальной заинтересованности никак. Приемные родители должны создавать надлежащие условия для воспитания ребенка. При этом дополнительная огромная ответственность ложится на органы опеки и попечительства в части своевременного выявления проблемной ситуации в опекаемой семье", - рассказывает И.Маевская.

Новые родители зачастую сталкиваются с воровством, обманом, нежеланием учиться приемных детей. И "ангел", которого они забирали из детдома, на глазах превращается в "демона".

"Есть ощущение беспомощности у родителей, самое тяжелое переживание – я ничего не могу сделать. У кого-то оно появляется раньше, у кого-то позже. А поддержки со стороны очень мало. У нас странно получается. Педагоги и медики, когда узнают, что ребенок приемный, нередко говорят: а все понятно, что вы хотели… Поэтому родители меньше говорят, что воспитывают приемного ребенка, меньше контактируют с окружающими и остаются в одиночестве с детьми, раненными в душу", - отмечает психолог Наталья Хейфец.

Елена Бушмакова одна из тех, кто приходил в отдел опеки и попечительства с мыслью о возврате приемной дочери. При том, что женщина воспитала кровного сына, она оказалась не готова к конфликтам с новым ребенком.

"Я думала, что можно взять ребенка и воспитывать так же, как растила своего. Взяла примерного ребенка – умница, красавица, но душа у нее больная. Казалось, мы забрали ее из детдома, у нее ничего не было, а мы ей все дали. То купили, се купили, баловали. Но если у ребенка больная душа, нужно ее сначала вылечить. Главное - дать понять, что он нужен", - делится Елена, которой помогли справиться с ситуацией в "Школе осознанного родительства" (проект  НКО "Семья детям"). 

Казалось бы, помочь приемным родителям есть кому. В Свердловской области для них организовано 92(!!!) школы. Но на практике оказывается, что соцработники оказать реальную психологическую поддержку не готовы. И о так называемом сопровождении семей можно только мечтать.

"Один из наших сотрудников инкогнито прошел курс школы приемных родителей. И выяснил, что вопросам нормативно-правового обеспечения уделяется много времени, а вот блок по социально-психологическому сопровождению семьи сильно отстает. Вопросу, как найти выход из конфликтов с наименьшими потерями для ребенка, уделяется совсем немного времени", - сообщил уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков.

Сейчас на Среднем Урале усыновления ждут в основном дети-подростки с 10 лет. Малышей уже разобрали. Власти региона пытаются стимулировать приемных родителей надбавками к "зарплате". Но одними деньгами почти 3 000 воспитанников 39 детдомов в семьи не пристроить. Вопрос психологической поддержки приемных семей висит "дамокловым мечом". Если его не решать, то мы столкнемся с армией сирот-рецидивистов.

Ирина КАЛИНИНА