Стволы для "черных" лесорубов

Жители Свердловской области объединяются для защиты "зелёного золота". 

Жители села Красный Яр (Ревдинский городской округ) поднялись на защиту лесных угодий от порубщиков-браконьеров. Их возмущение кипучей деятельностью "черных" лесорубов дошло до опасной точки.

Хищническая вырубка лесов привела к тому, что высохли ручьи и лесные речушки в окрестностях Красного Яра. Обмелел Малый Ик, питающий реку Ревду, в ней стало заметно меньше рыбы, с речных берегов и прибрежных лугов исчезли некоторые виды реликтовых растений и зверье. Да и сама Ревда стала мельче из-за того, что на ее берегах свалили деревья.    

Лес вблизи Красного Яра заготавливает артель, взявшая угодья в аренду. Достались участки законно, только вот под топор идет все подряд, а не то, что разрешено. Заготовители разбили тяжелыми лесовозами лесные дороги, нарушили течение ручьев, испохабили окрестности вблизи и на территории ландшафтного заказника, где находятся известные памятники природы - источник святой Платониды, гора Шунут, Старик-камень.

Мужики с топорами - пришлые, им все равно, что останется после вырубки. Местные воспринимают эти действия как грабеж, расхищение национального достояния. Здесь живут потомки старообрядцев - люди жесткие, когда задевают их чувства и интересы. После нескольких стычек чужаков предупредили: не прекратите безобразничать - пеняйте на себя. Те вроде бы сбавили обороты.  

Но потомки староверов опасаются, как бы не вышло чего дурного во время следующей недружественной встречи на лесной делянке. Потому собираются отстоять свои права законным путем.

"Хотим создать территориальное общественное самоуправление. Оформим землю в общее пользование, и пусть кто-нибудь попробует без разрешения сунуться в лес с топором. Общество будет решать, кому, где и сколько леса валить", - поделился в беседе с корреспондентом "Уралинформбюро" один из сельских активистов Сергей Шестаков.

Красноярцы списались по Интернету с энтузиастами из разных районов Свердловской области, где также процветает бизнес на незаконной рубке лесных насаждений. Встретились, обсудили проблему, хотят объединить неравнодушных жителей деревень и сел, создать свою общественную организацию. "Против общества не попрешь, шума много будет", - мудро рассуждают в Красном Яру.    

По сути, это - редкое явление. Обычные сельские жители встали на защиту лесного богатства, "зелёного золота" России. Как пояснила свою позицию одна из активисток, "браконьеры грабят уже не нас, а наших внуков и правнуков".

Роль органов власти в защите национального природного наследия обсуждать даже не хочется. У природоохранной прокуратуры, видимо, рук не хватает ловить порубщиков, да и действует она лишь на основании заявлений. "Уралинформбюро" пыталось выяснить ситуацию с браконьерскими вырубками лесов в Свердловской области. Надзорное ведомство потребовало официальный запрос. 

В региональном минприроды ранее заявляли, что будут контролировать вырубку из космоса, но либо денег на спутниковую систему слежения не хватило, либо картина столь удручающая, что лучше про спутники и не вспоминать. Размах варварского уничтожения огромен.

"Везде косят лес под корень. Разрешение выдано на вырубку сорного леса, например, березы, осины, а валят все подряд. Причина в том, что никто вырубку не контролирует. Это только видимость, что лес, а сойдите с любой дороги вглубь - там одни пеньки. Лесовосстановление тоже никто не контролирует", - поясняет ситуацию лесозаготовитель Николай Волобуев.  

Знакомые с положением дел утверждают, что на муниципальном уровне чиновничья братия сращивается с лесным криминалом и даже содержится им. Участковые и лесники, по сути, лишены прав (создается впечатление, что сознательно) бороться с порубщиками или негласно пособляют им. В Мариинском лесничестве, на территории которого расположен Красный Яр, два лесника с мизерной зарплатой на всю округу. Даже малую часть угодий обойти не могут, а для служебного УАЗа выделяется … несколько литров горючего на месяц.

Тут время вспомнить о том, что прогремевшая на всю страну перестрелка в Сагре 1 июля 2011 года, по мнению осведомленных источников, началась с конфликта вокруг прав на лесозаготовку. Этнический окрас кровавой стычки (в числе напавших на местных жителей были кавказцы) силовики и политики постарались отодвинуть на второй план. Мол, криминальные элементы есть в любой национальности.

Между тем причина для беспокойства серьезная: львиную долю лесного бизнеса в Свердловской области, браконьерского в том числе, держат в руках выходцы из Закавказья. В Красном Яру и его окрестностях тоже, и этот факт еще больше "заводит" местных жителей.

Формально порубщики часто не нарушают закон: по документам они, например, вырубают сорный лес на землях сельхозназначения. Но в реальности на месте будущих посевов часто стоят не три хиленькие березки, а роща таежных сосен-великанов. Мужики из Красного Яра не понимают, чем там думают чиновники, выписывающие такие порубочные билеты, а потому готовы держать ружья наготове.

Анатолий ГОРЛОВ