"Дело Шигирского идола": кара или мракобесие? (ФОТО)

Эксклюзивное заявление краеведческого музея. 

Уголовное дело о "распиле" Большого Шигирского идола в Свердловском краеведческом музее тянет на сенсацию и рискует стать образчиком косности правоохранительной системы. Российским и немецким ученым, которые посредством радиоуглеродного анализа решили поставить точку в спорах о возрасте артефакта, грозят трехлетним заключением. Преследование инициировано Минкультуры России, передает "Уралинформбюро". В резонансном расследовании переплелось все - старый знакомый мэра Ройзмана, темнота отдельных чиновников, растущее противостояние России и Запада и непонимание значения научных открытий. 

В тюрьму за науку

Вечером 28 июля 2015 года Интернет сотрясло известие – в Екатеринбурге возбуждено уголовное дело по факту повреждения Большого Шигирского идола, больше века хранящегося в Свердловском краеведческом музее. Поводом стало обращение Минкультуры РФ в полицию осенью 2014 года о якобы кощунственном "распиле" на две части нижнего фрагмента артефакта.

Теперь в прокуратуре Свердловской области заявляют, что полиция не раз безосновательно отказывалась возбуждать уголовное дело по факту повреждения памятника. Вот почему 27 июля 2015 года заместитель свердловского прокурора отменил постановление об отказе и направил материалы в Следственный комитет России. Кстати, 29 июля в региональном полицейском главке "Уралинформбюро" заявили о начале внутренней проверки – выясняют, почему их сотрудники были нерасторопны....

Руководитель 1-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Свердловской области Сергей Мальцев рассказал корреспонденту агентства, что уголовное дело возбуждено по ч.1 ст.243 УК РФ (повреждение объекта культурного наследия). По его словам, виновным грозит штраф в размере до 3 миллионов рублей, принудительные работы или лишение свободы до 3 лет.

По данным "Уралинформбюро", дело музейщиков поручили следователю по особо важным делам 1-го отдела СУ СКР по Свердловской области капитану Дмитрию Аникину. Это он занимался "иконным делом Ройзмана", связанным с реконструкцией храма в Быньгах, которое потом развалилось за недоказанностью событий состава преступления. 

Немного хронологии

К активным действиям следователей толкали с октября 2014 года. Перед этим управление Минкультуры РФ по УрФО проверило основания отправки частиц (а не куска, как это сейчас представляют - прим. ред.) Шигирского идола в Германию. Предшествовал этому визит в Екатеринбург летом того же года сотрудника Германского археологического института доктора Уве Хойснера и специалиста Департамента по охране культурного наследия Нижней Саксонии профессора Томаса Тербергера.

Их приезд широко анонсировался: два немца и один русский - доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии РАН Михаил Жилин собирались еще раз определить точный возраст артефакта. У Шигирского идола взяли серию "образцов", которые увезли в Германию для проведения ускоренной масс-спектроскопии (AMS).

Тогда же в краеведческом музее пояснили, что полученные таким способом даты наложат на "общую кривую климатических изменений за последние десять тысяч лет". "Это даст возможность точно установить, когда росло дерево, из которого сделан Большой Шигирский идол", – добавляли музейщики.

Уже через несколько месяцев научные сотрудники попали под проверку, материалы которой отправили в Москву. Тут то подчиненные Владимира Мединского и подняли скандал до неба. Там заявили, что идола "пилили" без их "письменного" ведома. И требовали уголовного наказания виновных.

После этого от сотрудничества с немцами открестились директор краеведческого музея Наталья Ветрова и министр культуры Свердловской области Павел Креков. Хотя до этого оба улыбались в камеры и говорили о продвинутом международном научном сотрудничестве, его важности для идола, России и Среднего Урала. После взбучки оказалось, что госпожа Ветрова о передаче образцов "за бугор" не знала. Региональный минкульт о пробах для анализа тоже не спрашивали, и распоряжений там не давали. На этот счет подчиненные Крекова долго сетовали, что им придется страдать за чужие грехи. 

Хотя возможно, поводом для паники стала не только "волна" из Москвы. Дело в том, что исследование в Германии было не первым и, возможно, даже не столь уникальным, как пытались представить в музее…

Два предшествующих радиоуглеродных анализа идола провели еще в 90-е годы прошлого века в Институте геологии РАН в Москве и Институте истории материальной культуры Санкт-Петербурга. Кстати, тогда М.Жилин заявлял, что подобной екатеринбургской археологической коллекции в России нет. Он указывал, что идол пятиметрового роста уникален, его календарный возраст девять с половиной тысяч лет, и такого артефакта не имеет ни один музей мира.

Позиция музея

После новости о возбуждении уголовного дела музей перешел на осадное положение. Начиная с сегодняшнего утра, всякого входящего принимают за следователя или искателя жареных фактов. Н.Ветровой на месте нет – по некоторым данным, она в заграничном отпуске, будет через две недели. Оставленная на хозяйстве зам Светлана Корепанова обращаться с "Уралинформбюро" наотрез отказалась, а научные сотрудники с порога объявляли: "Без комментариев". 

Тем не менее, корреспонденту "Уралинформбюро" удалось узнать некоторые подробности о ходе следствия. Сейчас капитан Д.Аникин активно опрашивает музейщиков, вызывая их по одному. Основной вопрос – зачем самовольно отправили части Шигирского идола за границу, а не заказали исследования в России?

"Однако никаких регламентов и инструкций на проведение таких работ не существует. Минкульт России их никогда не издавал, и почему-то Государственному Эрмитажу можно проводить анализы, и он никакого разрешения на это не спрашивает, а нам бьют по рукам", – поделился высокопоставленный сотрудник краеведческого музея.

На условиях анонимности он рассказал, что в СК намекали, почему щепы идола не передали в их криминалистическую лабораторию. "Говорили, что там бы сделали анализ не хуже немецких ученых. Кстати, когда следователи пришли в рамках уголовного дела в музей изучать артефакт, то долго не могли найти следы надрезов. Потому что они крошечные, толщиной с нить – мы умеем работать с памятниками".

Музейщики называют российско-германское исследование Большого Шигирского идола принципиальным по значению. Они полагают, что результаты прославят на весь мир даже не артефакт, а Россию и Свердловскую область: "Вот что должны понимать в Минкультуры РФ, а не пытаться прикрыть свои недоработки. В Москве почему-то считают, что за ее пределами нет артефактов национального значения – вот что больно и несправедливо. Вместо того чтобы выделить валюту на исследования, устроили преследование".

В музее уверены, что уголовное дело беспрецедентно по степени мракобесия, и связывают его с ростом антизападных настроений: "Ситуация доходит до той критической точки, что за нас надо кому-то заступиться. Возможно, губернатору Евгению Владимировичу Куйвашеву. Тем более, что к августу будут обнародованы результаты работы. Состоится большая презентация с участием немецких ученых. Мы откроем Шигирского идола всему миру и уверены, что это будет огромная сенсация для научного сообщества".

Александр РОДИОНОВ, София МУХАМЕДЬЯНОВА