Якоб, даешь 18 рублей!

За проезд в автобусе.

Частные перевозчики Екатеринбурга попали в западню. После вступления в силу нового транспортного регламента возить льготников равносильно самоубийству - субсидии из городского бюджета они увидят только через 3-6 месяцев, если докажут чиновникам свои убытки. Высаживать пенсионеров и инвалидов из автобусов не милосердно, да и они сразу лишатся маршрута.

Исправить ситуация могла бы мэрия. Транспортники предложили ей решение, которое, казалось бы, могло устроить всех - возить горожан и льготников за 18 рублей (некоторые готовы "прогнуться" и оставить для последних 15-рублевый проезд) без всяких компенсаций из городской казны. Но чиновники предпочли разговоры о повышении стоимости проезда для екатеринбуржцев.

Летом 2015 года Екатеринбургская гордума проголосовала за отмену единой социальной карты (положившей начало ЕКарте) с переходом на "бесконтактную микропроцессорную". Еще тогда у этого решения было немало противников. Но мэрия дожала, и с 1 октября 2015 года (впрочем, некоторые депутаты настаивают, что он вступит в силу лишь с 1 ноября – прим. ред.) новый транспортный регламент, меняющий схему расчетов муниципалитета с перевозчиками, все-таки заработал. Отныне, чтобы получить причитающееся за льготников средства, им придется доказать городским чиновникам, что они понесли убытки из-за провоза "особых категорий граждан".

До этого транспортникам достаточно было просто сосчитать число перевезенных за месяц льготных пассажиров, предъявивших карту, и затребовать возмещения разницы между действующим тарифом и стоимостью их проезда. В первой половине 2015 года транспортники "на круг" получали от мэрии около 58 миллионов рублей в месяц. С июля, как ранее сообщало "Уралинформбюро", сумма компенсации скукожилась до 18 миллионов. Мэрия разводит руками – мол, денег за льготников они больше платить не могут.

После того, как депутаты отменили формулировку о том, что "карта является мерой социальной поддержки", городские чиновники вовсе облегчили себе жизнь. Как уверяют частники, при разработке новой методики с ними не советовались, и ее суть была доведена до коммерсантов в конце сентября.

"Мы занимаемся предпринимательской деятельностью. Ее главная цель - получение прибыли. Данная схема разработана под муниципальные предприятия. Они могут работать с большими убытками. Есть учредитель в лице городской администрации, который должен эти убытки как-то покрывать... А сейчас получается, что про прибыль мы вообще можем забыть", - заявил источник, близкий к "Ю-Ви-Эй-Транс".

Перевозчики недоумевают, почему они снова должны что-то доказывать мэрии, если один раз уже обосновали свои убытки Региональной энергетической комиссии, которая и утвердила для Екатеринбурга тариф в 23 рубля.

Впрочем, как уверяют частники, даже доказав свои убытки, они рискуют остаться без казенных средств. "Например, есть план. Мы должны в течение 3 месяцев осуществить около 500 рейсов. С учетом этого расписания нам по факту администрация должна компенсировать, к примеру, 100 тысяч рублей. А допустим, у нас получилось не 500, а 300. Ну, мало ли - автобусы поломались, водителей не хватает, дорогу закрыли – масса факторов может быть. В этом случае нам администрация вообще ничего не заплатит, потому что мы не оказали необходимый объем услуги", - прогнозируют в одной из транспортных компаний. 

Городские чиновники оставили себе и другую лазейку. "В постановлении написано, что администрация будет нам компенсировать убытки лишь частично и только при наличии достаточной суммы в бюджете", - отмечает директор ТК "Декар" Сергей Ельцов.

При столь "драконовских" условиях, уверяют перевозчики, выжить смогут не все. А те, кто выживут, все равно вряд ли смогут поддерживать нормальное техническое состояние автобусов. "Мы чиновникам открыто заявили, вы нас ограничиваете в финансах, и мы в таком случае не можем гарантировать безопасность пассажиров. Так как сейчас будем экономить на всем", - сообщил директор ТК "Параллель" Сергей Гусев.

Рублевый парадокс

Как уверяют бизнесмены, выход из бедственного положения есть, и он не раз озвучивался. К примеру, можно возить всех пассажиров, включая льготников, за 18 рублей без всяких компенсаций из городской казны. Либо ограничить последним число поездок. Сейчас они катаются в транспорте за 400 рублей сколько душа пожелает. В итоге, по расчетам транспортников, за каждую поездку льготников им выплачивают 7-9 рублей в зависимости от протяженности маршрута автобуса. Вице-мэр Екатеринбурга Евгений Липович называл цифру – 6 рублей.

Есть среди транспортников и такие, кто считает, что не надо "пороть горячку". "Ребята вот сидят и "с потолка" берут цифры. А давайте за столько, а давайте за столько. Ну, надо все-таки более или менее грамотно просчитывать…" - утверждает руководитель "Форт-Транс" Алексей Елисеев.

Вместе с тем, что поездки за 18 рублей - это не благотворительность перевозчиков, а реальная сумма, за которую могли бы ездить горожане, "Уралинформбюро" подтвердил ряд депутатов гордумы.

"За 18 рублей вполне реально. Если взять единый проездной на 70 поездок, то там цена поездки получается 18 рублей 57 копеек. Это означает, что за эту сумму сейчас перевозят", - отметил Евгений Боровик. "Почему бы и нет, в других же городах возят и даже за меньшие деньги", - соглашается с ним Олег Хабибуллин.

"Вне всякого сомнения, возить жителей за такие деньги транспортникам вполне по силам. Другой вопрос, что добиться этого можно при регулярной выплате компенсаций за перевозку льготников из городской казны", - подчеркивает депутат-единоросс Игорь Володин.

В свою очередь мэрия Екатеринбурга в ответ на официальный запрос "Уралинформбюро"  заявила, что "себестоимость проезда в муниципальном общественном транспорте превышает действующий предельный тариф (23 рубля – прим.ред.), информацией о себестоимости проезда у частных перевозчиков не располагаем".

Также чиновники сообщили, что в июле 2015 года транспортники подали прошение на повышение проезда до 26 рублей, так как нынешний тариф, установленный в 2012 году, не покрывает их расходы на ГСМ и не позволяет обеспечить повышение зарплаты. Эти документы сейчас находятся на рассмотрении в Региональной энергетической комиссии.

Какие перевозчики ("муниципалы" либо коммерсанты) подали "челобитную", мэрия не уточнила. Между тем именно Липович заявлял, что себестоимость поездки на метро возросла до 35-36 рублей, и намекал при этом, что тариф для всех видов городского транспорта нужно делать единым.

Коммерсанты-транспортники, с которыми удалось поговорить "Уралинформбюро", уверяют, что даже не думали о повышении стоимости проезда. "Почему обычный пассажир должен нести на себе очень многое? Злоупотреблять этим и повышать до 35-40 рублей стоимость проезда, думаю, ну, не совсем правильно", - считает руководитель ТК "Вираж" Николай Дубчак.

Об этом же говорит и депутат гордумы Александр Косинцев: "Транспорт сегодня финансируют добросовестные граждане, которые в полном объеме оплачивают свой проезд. Таких около 40 с небольшим процентов, все остальные – льготники".

Кстати, в других городах-миллионниках (не считая Москву и Санкт-Петербург) стоимость проезда  ниже. Нижегородцы платят 20 рублей, а в соседнем с Екатеринбургом Челябинске и вовсе 15. И ничего - автобусы и троллейбусы "бегают", а транспортники не жалуются.

Депутаты Екатеринбургской гордумы, с которыми общался корреспондент агентства, не исключают, что одна из главных транспортных проблем мегаполиса в том, что маршруты перевозчиков часто дублируют друг друга. Поэтому для начала мэрии не мешало бы пересмотреть маршруты. "Если посмотреть на маршрутную сеть, то у нас только 30% - муниципальный транспорт. При этом идет колоссальное наслоение маршрутов. Все перевозят то же количество людей, что и 5-10 лет назад, а количество транспорта раз в 7 больше", - отметил О.Хабибуллин.

С ним солидарен Александр Косинцев. "Надо пересмотреть маршрутные сети. Вот буквально вчера зашли на обслуживание маршрутов низкопольные автобусы, купленные к ЧМ-2018. Этот качественный автобус должен работать на магистральных маршрутах, он должен приносить эффект, должен быть "полным", - считает депутат.

"Где были все эти депутаты, когда мэрия проводила конкурсы на обслуживание маршрутов? Они что все на другой планете живут? – возмущается в ответ один из транспортников. - Перед этими конкурсами мы предлагали - давайте проведем обследование пассажиропотока, на основании которого вы сделаете вывод, что городу необходимо, например, 500 автобусов большой вместимости и 500 автобусов средней вместимости. На что нам ответили: зачем нам это делать, мы сейчас торги проведем! Вот взяли и провели. В итоге мы заключали договоры на одних условиях, а сейчас вынуждены работать на других. Мэрия просто некрасиво поступила - переложила свои обязанности на частных перевозчиков".

Очевидно, что истина, как всегда, где-то посередине. Но пока транспортники ломают голову, как выжить в новых условиях, а мэрия мусолит тему повышения стоимости проезда, екатеринбуржцы переплачивают в автобусе или метро около 5 рублей за каждую поездку.

Ольга КАРПОВА

Актуальное