Медвузы России отправят на участки

Своих выпускников.

В 2017 году уральские медицинские вузы выпустят первых студентов, обучившихся по новым стандартам образования. Многие из аудиторий отправятся прямиком в больницы работать участковыми терапевтами и педиатрами. 

Федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения для медицинских вузов были введены еще 5 лет назад. Тогда говорили об упразднении интернатуры и сокращении лекционных часов ради увеличения объема практической и самостоятельной работы студентов, о массовой подготовке врачей общей практики. Но тогда сложно было представить, зачем это надо.

Дело в том, что Минздрав РФ, перекроив систему здравоохранения, сместил акценты со стационарной медпомощи на поликлиническую. Логика объяснима - дешевле, к примеру, заниматься профилактикой и выявлением онкологии на первых стадиях заболевания, чем тратиться на дорогостоящее лечение практически безнадежных пациентов.

Реформа идет, койки в стационарах сокращают, расходы на амбулаторную помощь увеличивают, а работать в поликлиниках некому. Дефицит врачей первичного звена катастрофический. Например, в Свердловской области не хватает порядка 40% участковых терапевтов и педиатров. И не только в малых городах. В Нижнем Тагиле на прием в поликлиниках порой приходится сажать фельдшеров. Собственно новый Федеральный образовательный стандарт и был введен для того, чтобы решить проблему дефицита кадров. 

"Раньше выпускники медвузов год должны были отучиться в интернатуре и потом идти работать. Сейчас по-другому, - поясняет проректор Южноуральского государственного медицинского университета Илья Волчегорский. - Сдав сертификационный экзамен, выпускник получит документ. Пока его формат не определен. Есть основания полагать, что он будет похож на трудовую книжку, в которой написано, что может этот доктор делать. С ней в первичном звене надо отработать 3 года, чтобы поступить в ординатуру. После которой можно стать хирургом, акушером, невропатологом".

А вот научили ли молодых специалистов работать с живыми пациентами? По словам ректора Уральского государственного медицинского университета Сергея Кутепова, в вузах содержание обучения стало практикоориентированным.

"Акцент перенесен на владение умениями, навыками на применение фундаментальных знаний в практической работе. От студента требуется продемонстрировать, а от преподавателя - оценить, насколько подопечный готов и способен выполнять профессиональные функции. Это меняет методы и средства подготовки, требует создание условий, в которых студент сможет выработать необходимые навыки. Мы оснащены прекрасным симуляционным оборудованием, настолько реалистичным, что работа с фантомами позволяет оценить в какой-то степени даже коммуникативные навыки", - рассказал С.Кутепов.

Но выпускник выпускнику рознь, это признают и в самих медицинских вузах. По мнению И.Волчегорского, привлечь в свою клинику лучших - это забота главного врача: "Если он не привлекателен как работодатель, к нему идут соответствующие выпускники. Это - справедливая постановка вопроса".

Немаловажным фактором в этой связи является целевой набор (альтернатива госраспределению), когда кадры заказывают конкретные территории и муниципалитеты. В ЮУГМУ из почти 2500 студентов - 51% обучаются по таким договорам, а в УГМУ среди учащихся, принятых в 2015 году, целевиков - 70%!

"Потенциальный работодатель отбирает претендентов и заключает с каждым трудовой договор. За выпускника надо бороться с самого начала. Нужно их отбирать не по знакомству, а по их компетенциям. А пока есть такая практика, когда маленькие районные больницы начинают заключать договоры с чьим-то сыном, братом", - подчеркивает И.Волчегорский.

Медицинские чиновники ждут нового пополнения с нетерпением и надеждой, что очереди в поликлиниках исчезнут. "Пусть лучше молодые специалисты, но с высшим образованием придут, чем фельдшерам принимать пациентов", - вздыхают в региональных минздравах.

В ряде больниц уже подстраховались и внесли в штатное расписание должность врач-стажер, за которым должен присматривать более опытный коллега. Но на практике пациенты смогут оценить, насколько "хорош" выпускник лишь на собственной шкуре. 

К слову, трехлетняя отработка в поликлиниках может стать необязательной для тех, кто сможет самостоятельно оплатить обучение в ординатуре. По словам И.Волчегорского, таких будет немало. Из 5 000 студентов ЮУГМУ половина учится по контракту, и идти работать  участковыми терапевтами они вряд ли захотят.

Ирина КАЛИНИНА