Мэрия Кургана подмахнула цены

В обход закона.

Курган опять взбудоражен безалаберностью власть имущих. Чиновники отпустили цены на проезд в общественном транспорте в свободное плавание, а перевозчики тут же подняли их с 18 до 20 рублей за поездку. По скорости внедрения нового федерального закона №220 курганцы обогнали соседние муниципалитеты. Только вот пассажиры подозревают, что чиновники промчались "под красный".

Принятый в июле 2015 года закон изначально задумывался для того, чтобы сделать перевозки пассажиров более управляемыми местными органами власти. По старым правилам регулируемые тарифы (размер которых определяет регулятор субъекта Федерации) действовали на маршрутах городского и пригородного сообщения.

ФЗ №220 определил, что регулируемость тарифов должна определяться с учетом того, где они применяются. То есть за муниципальные маршруты несут ответственность местные власти, за межмуниципальные - субъект РФ, за межрегиональные - Министерство транспорта и связи РФ.

Если на маршруте устанавливается регулируемый тариф, то цену определяет регулятор, а местная власть берет на себя обязательство оплачивать транспортникам часть затрат. Они в свою очередь отчитываются: сколько пассажиров перевезли, на что и сколько потратили денег. В том случае, если устанавливается нерегулируемый тариф, за все из своего кармана платят пассажиры.

О том, что Курган может перейти на нерегулируемые тарифы, в городе заговорили еще в ноябре 2015 года - до вступления закона в силу. Причем о грядущих изменениях предупредили сами перевозчики, которые, судя по всему, первыми прочитали новый федеральный закон. Перед Новым годом транспортники уведомили чиновников о том, что переходят на нерегулируемые тарифы, поскольку муниципалитет на закон не реагирует. И в течение февраля (в зависимости от того, у кого когда истекает контракт с администрацией) начали повышать цены.

В мэрии молча кивнули головой. Как рассказали "Уралинформбюро" в пресс-службе городской администрации, после того, как у перевозчиков закончились старые контракты, им автоматически стали выдавать свидетельства об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам.

Чиновники ссылаются на статью 39 ФЗ №220, согласно которой до 13 января 2016 года они были обязаны утвердить реестр муниципальных маршрутов. Якобы такой реестр был составлен на основании данных, предоставленных перевозчиками, которые, среди прочего указали, что возят по нерегулируемым тарифам.

Как заявила "Уралинформбюро" директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук, закон в Кургане прочитали "как бог на душу положил".

"Муниципалитеты должны были к 13 января опубликовать реестр перевозчиков, куда заносится вид регулярных перевозок, но только тот, который действовал до этой даты. В законе не прописано, что чиновники могут установить вид перевозок во время составления реестра. Пока что перевозки, как и раньше, регулируются 239 постановлением РФ", - подчеркнула Саранчук.

Она отметила, что новые полномочия появились у муниципалитетов лишь в середине января. Но принимаемые изменения в регулярных перевозках (переход на нерегулируемый тариф) не столь стремительны. Процедура такова, что это решение нужно сначала внести в документ планирования. Затем его опубликовать и поставить в известность участников рынка о смене вида перевозок. И только через 180 дней документ вступает в силу, то есть курганские перевозчики могли самостоятельно устанавливать цены на проезд не раньше середины июля 2016 года!

По словам Саранчук, если у перевозчиков закончились сроки действия договоров, чиновники не имели права выдать им свидетельства без конкурса.

Представители курганского транспортного рынка, как и чиновники, не слишком разговорчивы по ситуации. Самый крупный перевозчик Кургана - ООО "Транспортная компания" - отказался предоставить "Уралинформбюро" комментарий. Там лишь ограничились месседжем, что с переходом на нерегулируемые тарифы для пассажиров, по сути, ничего не изменилось. Рост тарифов на 2 рубля закономерен. Цены поднимаются каждый год - это связано с ростом затрат на топливо и обслуживание.

В ООО "Зауралтранссервис "Уралинформбюро" также заверили, что поводов для беспокойства нет. Тарифы точно не подскочат до невероятных сумм.

"Мы же не просто так подняли цену до 20 рублей. Перевозчики встречались с администрацией, договаривались, какая должна быть оптимальная цена. Конечно, транспортники имеют право увеличить тариф и никого об этом не предупреждать, но мы уверены, что никто на это не пойдет", - прокомментировали в компании.

В ООО "Транссервис" "Уралинформбюро" тоже заявили, что 20 рублей - окончательная цена. И в течение 2016 года она вряд ли изменится.

К настоящему времени транспортная сфера Кургана оказалась полностью неподконтрольной властям. Из-за долгов за электроэнергию в 2015 году МУП "Горэлектротранс" обанкротилось, и с улиц зауральской столицы исчезли троллейбусы. В городе действует 62 автобусных маршрута, которые обслуживают 16 юридических лиц и 11 индивидуальных предпринимателей (430 машин).

Не исключено, что в скором времени курганские перевозчики заявят, что им не хватает средств на обновление парка и прочие нужды, и захотят снова поднять цены. Властного ограничителя у них теперь нет. 

В администрации города вроде бы задумались о проблеме и рассматривают вопрос об организации муниципального автобусного предприятия. Но тут можно вспомнить о почившем курганском троллейбусе.

Почему в мэрии Кургана не захотели разбираться в законодательстве и попросту "перерезали" тарифам тормоза? Оценку действиям чиновников предстоит дать прокуратуре региона. "Уралинформбюро" направило туда соответствующий запрос. Еще одну проверку проводит Управление Федеральной антимонопольной службы Зауралья. 

Елена ПЛЮХИНА