Девелопер Черепанов отправил ОНФ на кладбище

Изучать санитарную зону.

Историей с возведением екатеринбургского ТРЦ "Радуга-Парк" в санитарно-защитной зоне Широкореченского кладбища занялся исполком Общероссийского народного фронта (ОНФ). Как стало известно "Уралинформбюро", "фронтовики" сейчас изучают постановление за подписью главного санитарного врача России Анны Поповой, которым она задним числом "узаконила" возведенный "на костях" торговый центр.

Екатеринбуржец Владимир Момот, обративший внимание ОНФ на этот вопиющий случай, предлагает отменить вердикт Поповой через Верховный суд. Юристы полагают, что основания для этого есть – исход в суде будет зависеть от добросовестности экспертов. 

Постановление было принято в октябре 2014 года после длительной тяжбы неравнодушных екатеринбуржцев с "Форум -Групп" Олега Черепанова, построившей ТРЦ "Радуга-Парк" в санитарно-защитной зоне Широкореченского кладбища. Уставный суд Свердловской области фактически признал возведение "торговика" незаконным. После длительных раздумий и отписок о том же заявила и прокуратура Екатеринбурга.

Но пока шла тяжба, "невидимая рука рынка" провернула бюрократические колеса и явила миру постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 октября 2014 года №65 "Об установлении размера санитарно-защитной зоны кладбища "Широкореченское" на территории г. Екатеринбурга Свердловской области". 

Анна Попова "в целях предотвращения угрозы возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений)"… резко сократила размеры санитарно-защитной зоны погоста. Если раньше ее граница находилась в 500 метрах от кладбищенского забора, то теперь – где-то в 45 метрах, где-то – в 15, а где-то и вовсе проходит по краю кладбища.

Новые размеры СЗЗ были установлены таким образом, что за ее пределами оказались и "Радуга-Парк", и коммунальные сети, которые были сооружены в санитарной зоне. Владимир Момот считает, что постановление №65 грубо нарушило санитарно-эпидемиологическое законодательство Российской Федерации.

Площадь Широкореченского кладбища превышает 40 гектаров, и поэтому относится к объектам II класса опасности. Ширина его санитарно-защитной зоны должна составлять не менее 500 метров. Согласно требованиям СанПиН, даже закрытые кладбища (являющиеся объектами V класса опасности) должны иметь санитарно-защитную зону шириной 50 метров. "На Широкореченском кладбище, – утверждает Момот, – по всей его территории постоянно производятся традиционные, в гробу, захоронения тел умерших, поэтому сокращение ширины СЗЗ по границу кладбища недопустимо".

С формальной точки зрения, главный санитарный врач может урезать границу СЗЗ от 500 метров до нуля. Законодательство ему это разрешает. Но из этого вовсе не следует, что она может не утруждать себя обоснованием такого решения. Попова в постановлении №65 сослалась на протоколы измерений уровней шума и пыли на границах Широкореченского кладбища, выполненные специалистами Роспотребнадзора по Свердловской области, то есть своих подчиненных.

Владимир Момот в связи с этим отмечает, что если следовать логике данного постановления, то тогда допустимо сокращение санитарно-защитных зон и для радиоактивных могильников. На их границах ведь тоже нет превышения предельно-допустимых концентраций пыли и, тем более, уровней шума – в угоду бизнесу можно их объявить безопасными объектами и построить рядом гостиницу или "Луна-парк". А рядом с ТРЦ "Радуга-Парк" и кладбищем как раз такой детский парк с аттракционами и организован. На время проверки Роспотребнадзор даже запрещал использовать колесо обозрения, но сейчас оно снова крутится и с высоты можно увидеть все кладбище воочию.    Общественник считает такую позицию Роспотребнадзора циничной, а потому попросил ОНФ обратиться от имени екатеринбуржцев с иском в Верховный суд об отмене постановления главного санитарного врача №65. 

Член Общественной палаты РФ, председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов Владимир Винницкий полагает, что Момот справедливо ерничает по поводу аргументации Поповой, приведенной в постановлении. "Я думаю, – заметил он, – что повод для рассмотрения есть, но к такого рода делам надо хорошо готовиться: изучить нормативы, получить консультацию у квалифицированных специалистов". 

Основанием для отмены решения главного санитарного врача России, утверждает Винницкий, будет опять-таки экспертиза. Поэтому в суде соперничать будут не столько даже юридические позиции, сколько обоснования экспертов. Победит тот, кто будет наиболее взвешенным и убедительным.

Главный вопрос сегодня – кого суд привлечет в качестве экспертов. Практика в России такова, что не всегда можно рассчитывать на объективное заключение специалиста: поскольку экспертиза стоит денег, то кто платит, тот и заказывает музыку.

Какая музыка будет играть в суде – и будет ли вообще, – станет известно после решения исполкома ОНФ. Владимир Момот сообщил "Уралинформбюро", что свой вердикт "фронтовики" пообещали обнародовать в начале апреля.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Еще в сюжете: "Радуга" абсурда