Разворот на Бабкина

Кто провоцирует транспортный коллапс в Березовском?

4 апреля Березовская автостанция попала  под санкции транспортников. Водители маршрутных автобусов не заезжают на нее в знак протеста. На пассажирах это практически не сказалось, но грозит серьезным административным разбирательством.

Перевозчики взбунтовались против новых условий работы, выдвинутых директором автостанции Андреем Бабкиным. По их мнению, он, пользуясь монопольным положением на рынке, диктует запредельную плату за свои услуги. В региональное управление ФАС еще в марте улетела жалоба на Бабкина, а в апреле противостояние перешло в открытую фазу.

Скандал в Березовском разгорелся после проведенного в конце 2015 года конкурса среди транспортных компаний на направлении Екатеринбург - Березовский. Региональный Минтранс провел его для того, чтобы навести элементарный порядок. Раньше, когда частникам попросту выдавались паспорта маршрутов, без конкурсных процедур, попасть в список перевозчиков было очень просто. И на переполненном рынке за клиентов разворачивались войны. Конкуренты били стекла, резали колеса, доходило и до кулаков. На конкурсе выявились два победителя. Как только с бардаком  разобрались, масла в огонь подлил Андрей Бабкин.

По словам одного из перевозчиков Сергея Тепляшина, директор автостанции вынуждает транспортников после проведения конкурса работать по новым правилам. Он поднял плату за пользование станцией больше чем в два раза - с 7 000 до 17 000 рублей в месяц за каждый автобус. Такие запросы бизнесменам пришлись не по душе. Они платить "дань" отказались и подали жалобу в Управление ФАС РФ по Свердловской области. Ее рассмотрение ожидается в конце мая, а как работать сейчас?

К конфликту подключилась мэрия. И как изящно! Чиновники стали уламывать перевозчиков до рассмотрения жалобы заключить с Бабкиным хотя бы временный - на три месяца - договор. А директор автостанции тем временем скинул астрономический ценник до прежних 7 тысяч.

Угроза отменить итоги конкурса вроде бы подействовала на "АТ-Транс". А перевозчик "Крона-М" пошел на принцип и подписывать перемирие отказался.

"Это принудиловка какая-то. Я вот не понимаю, за что я должен платить такие деньги? Я даже на 7 тысяч не согласен. Самим зданием автостанции мы не пользуемся. Там ничего нет, только туалет. Раньше в туалет наши водители ходили за деньги. Когда мы подняли шум, то шоферов стали пускать туда бесплатно с путевыми листами. Там же нет ни касс - билеты продают в автобусах, ни диспетчерских. Они говорят: "Вы не пользуетесь - пользуются ваши пассажиры". А чем они пользуются? Залом ожидания? Но у нас жители новых районов туда не ходят. Там вообще почти нет пассажиров. Мы оттуда уезжаем с 1-2 пассажирами, остальные садятся на других остановках", - расказал "Уралинформбюро" Сергей Тепляшин.

По его словам, автостанция, по сути, используется лишь в качестве разворотной площадки. А если так, то обустроить ее можно в другом месте. Тем более, что это рано или поздно все равно придется сделать, поскольку садиться на автостанции многим жителям Березовского неудобно. Кольцо следовало бы перенести поближе к новостройкам - именно там аккумулируется большинство пассажиров, желающих уехать в Екатеринбург.

Доводы компаний поддержки у чиновников не нашли. Заведующий отделом транспортного обслуживания населения администрации Березовского городского округа Леонид Савин пояснил "Уралинформбюро", что заключение договора с автостанцией - необходимое условие контракта со свердловским Минтрансом. Это требование было прописано в конкурсной документации изначально. В случае его невыполнения с перевозчиками могут расстаться.

Сам Андрей Бабкин сетует, что тариф в 7 000 рублей - "ниже низшего". "Там прибыли даже нет - только коммуналка и зарплата. Они, конечно, хотят вообще за бесплатно ездить. Это нормальное желание бизнесменов. Но я на это не согласен. Они деньги зарабатывают и зарабатывают очень неплохо, поэтому пусть платят", - заявил он.

Леонид Савин поддерживает директора автостанции. По его словам, поводов для недовольства (по крайней мере тарифом в 7 тысяч рублей) у транспортников не должно быть. "Понимаете, автостанция не может быть бесплатной. Ее обязаны содержать: нужна охрана, антитеррористические меры, ее необходимо освещать, подавать туда отопление, воду. За все это нужно платить. Сегодня мы имеем на автовокзале долги за электроэнергию, и есть угроза ее отключения. Это же недопустимо", - утверждает он.

По поводу новой разворотной площадки для автобусов в администрации даже слышать ничего не хотят.  "Что такое разворотная площадка? Ее же нужно расчищать от грязи, освещать, нужно какой-то навес там ставить, чтобы люди могли там спрятаться от ненастья. Кто все это будет делать и на какие деньги? Я понимаю перевозчиков. Они вложились в транспортные средства, им по лизингу нужно платить. А с апреля будет еще хуже: подорожает топливо. Но это - риск предпринимателя. Они знали, на что шли. Не справляются - пусть уходят и занимаются чем-то другим", - утверждает Леонид Савин.

Перевозчики готовы построить и содержать эту площадку самостоятельно - у них заключены контракты на 5 лет. Они при этом опровергают "печальное" положение автостанции. По словам Сергея Тепляшина, Бабкин собирает деньги далеко не с одних транспортников. В здании есть парикмахерская, ювелирный ремонт, кафе. На прилегающей территории - несколько киосков. Все они платят за аренду.

Согласно подсчетам транспортников, в течение того времени, пока Андрей Бабкин владеет автостанцией, только два перевозчика выплатили ему более 12 миллионов рублей. "Мы  больше 6 миллионов выплатили, ИП Авилова тоже около 6 миллионов, еще Трансгазавто раньше ездил - они не меньше перечислили. Учитывая, что он покупал ее за 11 миллионов, то давно уже окупил", - пояснил  Тепляшин.

Сейчас на автостанцию Березовского должно ежедневно заезжать 57 автобусов. Если учесть, что за каждый Андрей Бабкин собирает по 7 тысяч рублей, то его ежемесячная выручка составляет почти 400 тысяч рублей только с перевозчиков. Плюс доходы с арендаторов.

А вот положение транспортных компаний куда более шаткое. Существующий сейчас тариф на проезд в Березовском составляет 16 рублей. Из-за нехватки средств  Тепляшину ранее уже приходилось закрывать социально значимый маршрут №107 из Березовского в Октябрьский. Этим автобусом пользуются дети и взрослые, которые приезжают на учебу и работу из маленького поселка. Но из-за того, что пассажиропоток на данном направлении невысокий, большого дохода он не приносит. Чтобы платить автостанции хотя бы 7 тысяч в месяц за автобус, тариф на проезд необходимо поднять как минимум до 20 рублей - считают предприниматели.

Администрация Березовского в этой ситуации подозрительно лоббирует интересы Бабкина. В частности, на недавнем совещании у главы рассматривался вопрос о выкупе здания автовокзала. Бабкин, купив за 11 миллионов, готов продать его за 20 миллионов рублей. После выкупа мэрия намерена передать автостанцию перевозчикам в концессию. А те разводят руками – нам-то оно зачем? Второй вопрос – откуда в казне Березовского лишние 20 миллионов рублей для Бабкина?

Пока что чиновники угрожают непокорным транспортникам разорвать подписанные контракты. А Бабкин 4 апреля запретил въезд на автостанцию автобусам "Кроны-М". В итоге туда теперь никто не заезжает. Все перевозчики велели своим водителям разворачиваться в промышленной зоне города и забирать пассажиров рядом с автостанцией. Такого поворота мэрия с Бабкиным явно не ожидали.

"Уралинформбюро" продолжит следить за ситуацией в Березовском.

Елена ПЛЮХИНА

Актуальное