Екатеринбург гниет со свалок

Городу нужна "генеральная уборка".

На Средний Урал в следующем году придет "брат" регионального Фонда капремонта - Фонд по обращению с отходами. Некоторые эксперты считают, что "родственник" тоже потерпит сокрушительное фиаско. Другие убеждены, что новая структура наконец-то разгребет мусорные горы. Правда, предупреждают: жителям придется за это заплатить. 

1 января 2016 года в России вступил в силу новый федеральный закон №458, регулирующий сферу обращения с отходами. Он привнес ряд принципиальных изменений. В частности, полномочия по обращению с мусором изъяли у муниципалитетов и передали властям регионов. Им поручили разработать территориальные схемы, в которых должны быть прописаны перспективы развития отрасли. Кроме того, новый закон ужесточил требования к полигонам ТКО (твердых коммунальных отходов, ранее ТБО) и предписал по максимуму сортировать мусор. Захоранивать теперь разрешается только те отходы, которые нельзя пустить на вторичную переработку. 

Член Общественной палаты Свердловской области Михаил Беленький и директор ООО "Уралтермопласт" Андрей Сазонов убеждены, что регион совершенно не готов к таким изменениям. Они cетуют на отсутствие территориальной схемы и регионального оператора. Разработка необходимой документации и выбор компании могут занять месяцы. 

"А потом перед региональным оператором еще стоит задача заключить с каждым из жителей договор. Если это УК или ТСЖ в городах, то с ними все понятно. А если это частное владение, то тут появляются определенные сложности. Придется заключать договор с каждым в отдельности. Это - гигантская работа", - отмечает Михаил Беленький. 

В мэрии Екатеринбурга заявляют, что Свердловская область начала постепенно входить в новую "мусорную реальность". К 1 июля этого года операторам ТКО (все компании, которые занимаются сбором, транспортировкой и переработкой мусора) предстоит получить лицензии на осуществление этой деятельности. До этого заниматься такой работой мог любой желающий. 

Как рассказал "Уралинформбюро" председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга Егор Свалов, разрешительные документы многие из игроков рынка уже получили. Другим пришли отказы из свердловского Росприроднадзора, и они в данный момент исправляют замечания.  

"Я думаю, что проблем с получением лицензий быть не должно, потому что люди работают на этом рынке годами. То, что такая лицензия нужна, я на 100% уверен. Сейчас любой желающий может вывозить отходы бесконтрольно. Отсюда - несанкционированные свалки", - подчеркивает он. 

Второй этап реализации нового закона - разработка территориальной схемы. В ней должна быть описана существующая ситуация и перспективы развития на будущее. Постановление правительства РФ, в котором определены требования к документу, вышло 16 марта 2016 года. Из-за этого ГУП "Свердловсквторресурсы" смогло объявить конкурс на написание схемы только 18 апреля. 11 мая заказчик должен выбрать победителя. На подготовку бумаг ему отвозится срок до 1 октября. Цена вопроса - 10 миллионов рублей.

Затем областные власти объявят другой конкурс - по выбору регионального оператора. Его необходимо определить к 1 января 2017 года. Правда, федеральное правительство тянет с требованиями к новой организации. Соответствующего постановления до сих пор нет. 

Мусоросортировочные заводы должны заработать в уральской столице не позднее конца 2020 года. "Сортировочный комплекс - это сложный объект, который требует проектирования, экологической экспертизы, общественных обсуждений. Нужно подобрать земельный участок, подвести дороги, электричество, водоснабжение, организовать водоотведение. На все это дается 3 года. Все будет зависеть еще от того, кто будет региональным оператором, какие у него будут финансовые, материальные и людские ресурсы", - пояснил Егор Свалов. 

Один из возможных претендентов - учрежденное в 2015 году ООО "РТ НЭО-Екатеринбург". Это - совместное предприятие правительства Свердловской области и госкорпорации "Ростех". По словам участников рынка, пока данная компания существует лишь на бумаге. 

"Они приезжали к нам, мы ездили на Широкую Речку, показывали сортировочный завод. Эти люди в мусоре вообще ничего не понимают. Мое мнение - им надо просто зайти в регион, задрать тарифы. Другой цели у них нет. Ну, построят они первобытный сортировочный заводик. Ставка, конечно, делается либо на тарифы, либо на концессионное соглашение со Свердловской областью. Они составят соглашение, и бюджет будет "тянуть эту лямку". А они, понятно, всегда будут работать в минус", - предполагает Андрей Сазонов.

Наконец, главная "западная мечта" федеральных чиновников - максимальная сортировка отходов и их вторичная переработка (до 95%) также подвергается резкой критике экспертов. Они уверены, что отечественные предприятия не будут извлекать из мусора пользу. Делать это им попросту невыгодно, а в законе есть подходящая лазейка. Он хоть и запрещает захоранивать несортированные отходы, но при этом четко не прописано, какой мусор считать вторсырьем, а какой - нет.  

"У нас вывезти мусор на полигон стоит копейки. Приехали, кузов подняли, вывалили, уехали. Из затрат - солярка на бульдозер и зарплата бульдозериста. А на заводе - это и дорогое оборудование, плюс нужно подать отопление, свет, организовать людям душевые. Плата за вывоз на полигон должна быть выше, чем на сортировочный завод. Тогда будет стимул максимально перерабатывать мусор, - считает Сазонов. - В прошлом году я ездил в Калифорнию. Там ввели огромный тариф на захоронение, в результате весь мусор везут на заводы. Сейчас ведь можно практически все пускать в переработку, в том числе и испорченные продукты. Это продается - нужно только придать формат продукта". 

Егор Свалов поясняет, что цели переработать весь мусор после 2020 года перед региональными властями не стоит. В территориальной схеме будет прописано, что в ближайшие несколько лет Свердловская область должна выйти на показатель 10%, потом подойти к 20%, позже - приблизиться к 50% и так далее. 

Еще одна проблема - отсутствие достаточного количества мусоросортировочных заводов. Сейчас под Екатеринбургом есть три таких комплекса - Первоуральский, который на данный момент "загнулся" и превратился в обычную свалку, а также Широкореченский и Каменский, которые эксперты называют "первобытными" из-за устаревших технологий. 

По словам Свалова, чтобы переработать весь производимый уральской столицей объем отходов, необходимо построить как минимум один-два сортировочных завода. Стоимость каждого из них Андрей Сазонов оценивает в 1 миллиард рублей. 

Широкореченский завод может взять на себя лишь треть городского мусора. Полигон, расположенный там же, придется закрывать. Требование нового законодательства таково, что свалки необходимо убирать с территории городов. Полигон будут рекультивировать. А мусор отправят на Северный полигон и новые объекты.

Главная загвоздка в планах по строительству новых сортировочных комплексов - финансирование. Все денежные вопросы на возведение необходимой инфраструктуры по законодательству ложатся на плечи производителей товаров и упаковки, а также на население. Первые должны будут платить специальный экологический сбор в федеральный Фонд, средства которого будут распределяться между региональными операторами. По предварительным оценкам, с производителей планировалось собирать около 40 миллиардов рублей в год.

Сколько будет платить за услугу население с 1 января 2017 года, предстоит решить РЭК. Как говорят специалисты, скорее всего, появится отдельная квитанция за вывоз ТКО – так же, как и за капремонт. Часть экспертов уверены, что нынешняя сумма за услугу не изменится. А по мнению Егора Свалова, размер взноса увеличится - рублей на 30-50. Он ссылается на опыт Саранска, где после создания сортировочных комплексов платежи подскочили на 60 рублей. Председатель комитета по экологии и природопользованию поясняет, что жителям придется не только скидываться на возведение инфраструктуры, но и содержать новую организацию - Фонд по обращению с отходами. 

По степени готовности к переходу на новую систему обращения с отходами Екатеринбург ставят посередине - между передовиками и аутсайдерами. К первым специалисты относят Волгоградскую и Московскую области, где уже практически готовы исполнять законодательство. В Саратовской области также возвели сортировочный комплекс и достраивают второй. В аутсайдерах - Дальний Восток.

Закон, который дважды откладывался, "расхолодил" власти регионов. Они в очередной раз надеются, что сроки перенесут, и у них будет достаточно времени для разработки документов и строительства сортировочных комплексов. Но, скорее всего, эти надежды беспочвенны. 

Елена ПЛЮХИНА

Актуальное