Неземное метро

С небесным ценником.

В Екатеринбурге раскритиковали идею бизнесмена из Санкт-Петербурга Рината Бичурина о строительстве надземного метро. По мнению экспертов, предприниматель витает в облаках. Соорудить "надземку" в мегаполисе нереально, да и не за чем, ведь уже через год в городе заработает новая маршрутная схема, и Екатеринбург навсегда забудет о пробках.

Транспортную проблему в уральской столице не предлагал решить разве что ленивый. Задыхающемуся в пробках мегаполису "прописали" вторую ветку метро, но мечты разбились из-за отсутствия федерального финансирования, а найти 30-32 миллиарда рублей в местном бюджете невозможно. Население не хочет и ограничивать себя в праве въезда в центр города на личных автомобилях. Отсюда и пробки.

Ринат Бичурин от проблемы поднял голову вверх. Он рассказал "Уралинформбюро", что в городе можно соорудить порядка 80 километров надземной трассы. Она будет располагаться на опорах над дорогами общего пользования. Каждый километр обойдется приблизительно в 300 миллионов. Таким образом, весь город удастся охватить надземными цепями за 24 миллиарда рублей.

Средства на строительство предприниматель намеревается занять у банка. Затраты, по его приблизительным подсчетам, окупятся всего за 2 года. И это при том, что проезд для горожан будет бесплатным. Предполагается, что транспортные расходы покроют платежи за аренду площадей на станционных комплексах.

Правда, перед строительством горожанам все же придется собрать на разработку проекта "надземки" 60 миллионов рублей, поскольку лично вкладываться в идею, которую власти могут отвергнуть, Ринат Бичурин не хочет.

"Я считаю, что это все вполне реально. По поводу бесплатного проезда - это также реально. Вы же пользуетесь бесплатно соцсетями? И тут будет то же самое", - поясняет он.

Бизнесмен разослал письма с презентацией своих идей во многие российские города, но ни в одном не получил поддержки, в том числе и в Екатеринбурге.

В проекте не видят смысла не только чиновники. Директор "Метростроя" Юрий Дозорец убежден, что "надземка" в Екатеринбурге - это что-то из области фантастики.

"Таких людей, которые хотят какие-то очки заработать, их достаточно много. На самом деле в Екатеринбурге физически нет места на это. Да даже если бы нашлось место, вы представляете, что нас ждет? Это поезда со всеми вытекающими последствиями - шум, вибрация.... А с точки зрения архитектуры это вообще ни в какие ворота не лезет. Это значит разрушить весь архитектурный облик города", - заявил он "Уралинформбюро".

По мнению Дозорца, автор проекта не оценивает реальные расходы на возведение и обслуживание "надземки", а они вполне сопоставимы с подземным метро. Говорить о бесплатном проезде вообще не приходится.

"Я, конечно, не считал, но на 90% уверен, что арендные платежи не покроют расходы. Сегодняшнее подземное метро у нас убыточное. Любой наземный транспорт убыточный, а о надземном метро вообще даже и говорить не стоит", - считает Дозорец.

Он убежден, что рассматривать вариант строительства сабвэя можно только в качестве альтернативы скоростному трамваю в отдаленные районы города.

Такого же мнения придерживается и Лариса Бузунова, директор Фонда содействия развитию городов "Город.PRO". Ранее к ней обращались авторы аналогичной идеи - SkyWay. Они предлагали обустроить воздушные трассы на специальных тросах и за счет этого связать Екатеринбург с городами-спутниками - Березовским и Арамилем.

"Это все существует на уровне идей. Нет никаких реальных проектов с цифрами и подсчетами. Я обращалась к авторам, задавала вопросы о том, как они будут согласовывать вопросы собственности, каким образом и сколько они хотят задействовать электрических мощностей. Но они не смогли мне сказать ничего конкретного", - сообщила "Уралинформбюро" Бузунова.

По ее мнению, острой необходимости ни сейчас, ни в перспективе, в таких революционных проектах нет. Проблему пробок уральская столица должна решить уже в следующем году, когда будет реализована новая маршрутная схема, тоже, кстати, революционная для страны. Ни в одном российском городе еще не пытались на 50% сократить число маршрутов.

По словам Бузуновой, схема сделает проезд в общественном транспорте более удобным и понятным и заставит горожан пересесть с автомобилей на автобусы, трамваи и троллейбусы.

Проект "Город.Pro" уже на стадии внедрения. Чиновникам предстоит позаботиться о строительстве 80 новых остановочных комплексов, а также сменить тарифные планы. К июлю 2017 года маршрутную сеть реформируют, и через 2 месяца бардака и неразберихи город заживет новой жизнью. Ждать осталось недолго – посмотрим, что из этого выйдет.

Елена ПЛЮХИНА