Азбучные истины "особенных детей" 

Не обдуманные взрослыми.

Странное дело – российское образование, долгие годы считавшееся одним из лучших в мире, без конца реформируют. Создается впечатление, что гордятся отечественной школой одни люди, а разваливают совсем другие.

После внедрения системы ЕГЭ, от которой теперь могут и отказаться, взялись за коррекционные школы, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Альтернативой им станет инклюзивное образование, которое вводится во всех российских учебных заведениях. С 2016 года воспитанники спецшкол по решению медкомиссий и желанию родителей могут покинуть специнтернат и перейти в обычную школу.

Откуда ноги растут

По оценкам экспертов, у сторонников внедрения инклюзивного образования с самого начала не было влиятельных оппонентов. К примеру, директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев заявил, что за инклюзивным образованием будущее, так как оно позволит "особым" детям быстрее адаптироваться в обществе.

"Это будет полезно и обычным школьникам, у которых будет развиваться чувство сострадания. Они станут добрее", - пояснили "Уралинформбюро" в институте.

Громко заявляя о поддержке, уважаемые академики просят не ломать сложившуюся систему коррекционной помощи одним махом, как это было сделано в Норвегии, Канаде и других европейских странах. Они прекрасно осознают, что реформа сырая, из-за чего на первом этапе могут возникнуть большие сложности.

В апреле 2016 года в полемику вокруг инклюзивного образования включился и Владимир Путин. Президент заявил, что общество пока не готово к полной инклюзии в образовании, но "государство должно поддерживать тех, кто занимается этим вопросом и продвигать идеи инклюзивного образования", что, к слову, и делает сегодня свежеиспеченный министр образования России Ольга Васильева.

"Инклюзия — одно из приоритетных для меня направлений. Сделано в этом отношении много. Реформированы медико-психолого-педагогические комиссии, ведется повышение квалификации педагогов, с 1 сентября вводятся стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья", - заявила чиновница на встрече в Общественной палате России.

Пообещав сохранить сеть коррекционных школ и классов, министр напомнила, что с 2016 года в программу "Доступная среда" включены и сами коррекционные школы, а также детские сады. При этом Васильева умолчала (или не знала?) о том, что за последние годы в стране было закрыто несколько сотен специальных школ для детей с ОВЗ, а Путин задавал вопрос прежнему министру Ливанову: где и как обучать детей, требующих особого внимания педагогов?

"Советская система коррекционного образования был одной из лучших в мире. Я сам окончил такую школу и всегда буду ей благодарен. Ни в какой другой школе в тот период такого качественного образования я бы получить не смог. В советское время очень многие ребята прошли путь от коррекционной школы к инклюзии. Окончив коррекционную школу, они поступали в обычный вуз и успешно его оканчивали", - говорит вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин.

Система инклюзивного образования, по его словам, пришла к нам из Европы и Америки. Там школа рассматривается не только как фабрика знаний, но и как модель отношений. Если здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья будут вместе учиться и общаться, начиная с детства, это будет лучше для всех.

Как тут не вспомнить, что "лучшее – враг хорошего". Но вспоминают об этом разве что сами руководители школ и детских садов.

По их словам, проблема не в создании пандусов, лифтов и туалетов для детей-колясочников. А в том, что совместное обучение обычных школьников и детей с ОВЗ требует определенных методик, программ, навыков и обученных педагогов, которых нет.

Чтобы обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья сопровождение в школу и комфортное обучение, в учебных заведениях, по меньшей мере, нужно вводить должность тьюторов - наставников, которые будут опекать таких учеников.

Бремя для государства

В Свердловской области 446 700 школьников, из них 21 400 - учащиеся с ОВЗ, в интересах которых с 1 сентября этого года повсеместно вводится ФГОС начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Звоним в одно из старейших коррекционных учебных заведений Екатеринбурга – школу-интернат "Эверест", на сайте которой четко сказано, что в заведении обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата "с сохранным интеллектом, а также с отклонениями в умственном развитии, со сложным дефектом (сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата и интеллектуального дефекта)".

Спрашиваем, сколько новеньких пришло в этом году. "Вместо традиционных двух первых классов набрали целых семь! Видимо, многие родители не готовы или не хотят отдавать ребенка с ОВЗ в общеобразовательную школу и идут к нам или в другие спецшколы", - ответили "Уралинформбюро" в интернате.

По словам представителей администрации "Эвереста", введение инклюзивного образования для них не новость - по решению свердловского минобраза интернат является стажировочной площадкой, где проходят семинары по методикам работы с особыми детьми для учителей обычных школ.

"Видим, что педагоги несколько растеряны, переживают, что не справятся с нагрузкой", - сокрушаются в "Эвересте". На душе у работников интерната неспокойно. Как и в других коррекционных центрах, они считают, что государство решило от них отказаться.

"Содержание слишком дорого обходится государству. Конечно, завтра-послезавтра нас не закроют, но, если наверху не передумают, будет так, как в Норвегии, где коррекционных школ нет вообще. Но там инклюзию внедрили лет 40 назад, а у нас это делается сейчас, когда в обычных школах своих проблем хватает", - отмечают в "Эвересте".

Такого же мнения придерживаются и многие эксперты, считающие, что коррекционные школы ждет закрытие по чисто экономическим причинам. Площади таких заведений большие, а стоимость коммунальных услуг выросла. К тому же на одного "особого" ребенка тратится в 20 раз больше денег, чем в обычной школе.

"Большинство коррекционных школ — это интернаты, и, естественно, у региональных властей, которые сейчас увязли в долгах, появится возможность сэкономить. Как это сделать? Поместить ребенка в обычную школу под лозунгом "Даешь инклюзию", не задумываясь о проблемах психологического характера", - заявляют они.

"Именно эта проблема должна быть учтена авторами реформы", - считает одна из педагогов "Эвереста", работавшая до прихода в интернат в обычной школе.

"Воспитанники с ОВЗ отличаются от остальных учеников. Дети в нашем интернате очень вежливы по отношению к учителям, осторожны в обращении друг с другом, чувствуют боль другого человека. Как они будут в обычных школах, где суета, беготня, школьники более эгоистичны и, что греха таить, могут обидеть и своего сверстника, и педагога? Даже с одним "особым" ребенком учителю, в классе которого 35 воспитанников против 12-15 в коррекционке, будет очень трудно. Ему самому понадобится время для того, чтобы найти подход к необычному ученику", - говорит она.

И тьютор вам в помощь

В списке из 258 общеобразовательных школ Свердловской области, обязанных с этого года принимать детей с ОВЗ, есть и "Новая школа". Спрашиваем, много ли родителей, имеющих детей с ОВЗ, пожелали воспользоваться предоставленным им правом выбора школы.

"К нам не обращались вообще, хотя к принятию воспитанников с ОВЗ мы, как и другие школы, готовы. У других коллег в Екатеринбурге, кажется, тоже тишина. В рамках специально разработанной "дорожной карты" обустроили пандусы, поручни", - рассказала директор Наталья Кузнецова.

Она добавила, что у школы нет опыта работы со сложными детьми, но педагоги и дирекция прошли обучение на специальных семинарах и тренингах, консультировались с педагогами коррекционных школ. Каких-то универсальных программ обучения особых детей в условиях общеобразовательной школы нет – для каждого пришедшего ученика с ОВЗ будет подобрана специальная программа, рекомендованная комиссией.

Естественно, это создает дополнительную нагрузку на педагога. Хорошо, если рядом с особым ребенком будет помощник - тьютор. В России эта специальность введена в нормативные акты Министерства образования и науки РФ, при этом отдельные деньги на их зарплаты не выделены и нормы работы не расписаны.

Горький опыт

От узаконенного инклюзива лихорадит не только учителей. Без коррекционной помощи боятся остаться семьи многих детей с отклонениями. Своими сомнениями и горьким опытом они активно делятся на форумах и в соцсетях.

"Мой слабовидящий сын учился в обычном классе обычной школы. При поступлении директор заверил меня, что у сына будут дополнительные занятия, его не станут нагружать домашними заданиями и требовать результатов по физкультуре (нагрузки силовые нам запрещены). В итоге ребенку ставили плохие оценки, не думая, что он просто мог не разглядеть какие-то задания на доске", - рассказывает одна из участниц.

Не станет ли хуже - с этим и другими вопросами родители обращаются и в профильное министерство, и в Госдуму, и в школы. Четкого ответа пока никто не дает. Между тем с декабря 2016 года инклюзивный стандарт вводится и в ДОУ, которые становятся первым уровнем общего образования.

"С 2013 года, когда был утвержден федеральный закон "Об образовании", инклюзивное образование вошло во все стандарты обучения - от садика до вуза. Но только на бумаге. Механизм же применения этой нормы отсутствует по сей день. Материальной базы (от пандусов до спецоборудования и пособий) не создано, у педагогов не хватает знаний, физических возможностей и времени для работы с особыми детьми. На каждой ступени масса проблем", - утверждают эксперты.

По их словам, отсутствуют и четкие нормативы отбора малышей с особенностями в обычную группу ДОУ. Родители, ссылаясь на заключение медкомиссии "годен", могут привести ребенка с разными формами дебилизма, ЗПР (задержка психического развития), аутизма, и учреждение обязано его принять. В итоге этот малыш в ущерб остальным оттягивает на себя львиную долю внимания воспитателя (для сравнения, за границей в той же ситуации к ребенку-инвалиду приставляют индивидуального помощника). Прибавок к зарплате "за вредность" не положено. Родители же требуют эксклюзивного отношения к своему чаду, зачастую идут на конфликт. Но обращаться с такими детьми воспитателя не учили, опыта нет, человек выбивается из сил и увольняется.

В министерстве образования Свердловской области рапортуют, что работа по созданию в регионе условий для введения нового стандарта ФГОС ОВЗ ведется с 2014 года. "Создано 8 стажировочных площадок на базе государственных коррекционных школ, разработаны нормативные, программные, информационно-методические документы, проведено повышение квалификации для педагогических и руководящих работников. На реализацию программы "Доступная среда" с 2011 года направлено 180 миллионов рублей, почти 133 миллиона потрачено на укрепление материально-технической базы стажировочных площадок", - пояснили корреспонденту "Уралинформбюро" в ведомстве. По данным чиновников, условия для инклюзивного образования созданы в 258 среднеуральских школах.

Прогнозов, когда и сколько "особых" детей перейдет в обычные школы, чиновники делать не стали, отметив, что Свердловская область, как и другие регионы, включилась во всероссийский мониторинг введения нового образовательного стандарта. Его итоги будут подведены 30 сентября. Не слишком ли рано для выводов по столь непростому вопросу?

Наталья ГОРБАЧЕВА