Автошколы без выхлопа

В ГИБДД.

Екатеринбургские автошколы заработали вхолостую. После вступления в силу нового порядка приема экзаменов в ГИБДД 1 сентября 2016 года количество желающих получить права существенно уменьшилось. Среди решившихся побороться за заветные корочки справляются с испытаниями немногие. В некоторых автошколах процент сдачи упал до нуля. При этом представители учебных заведений признаются, что никакого серьезного ужесточения в правилах на самом деле нет. Выходит, дело в уровне подготовки курсантов?

Накануне начальник отделения по экзаменации Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Николай Гиляков озвучил следующую статистику. До 31 августа теорию в ГИБДД сдавал 71% курсантов. С 1 сентября этот показатель упал до 53%. С заданиями на автодроме справлялись 86% учащихся, сейчас уровень сдачи составляет только 57%. Экзамен в городе до осени проходили 56%, сейчас - 53%.

В Екатеринбурге статистика еще хуже. "Уралинформбюро" не удалось оперативно получить официальные цифры в УГИБДД по Свердловской области. Однако сами игроки рынка рассказывают о критически низких и даже нулевых показателях.

"Когда первые сдачи были на автодроме 1-2 сентября, я знаю, что более половины даже теорию не смогли сдать. Сейчас все это стабилизировалось, больше стали объяснять людям, может быть. Мы вчера сдавали, показатель был примерно тот же самый, что обычно у нас, - 39-40%", - прокомментировал "Уралинформбюро" директор автошколы "За рулем" Алексей Медведев.

Руководитель другого учебного заведения - "Курсант" - отметил, что у них уровень сдачи снизился на 45%.

"Вот мы выпускали недавно группу. У нас теорию сдали 80%, на автодроме еще 20% отсеялось, на городе много отсеялось. Общий показатель у нас - 25%. Нам сказали, что это очень хорошо. Хотя до этого по старой программе у нас сдавали 60-70%. У других автошкол, я знаю, что есть показатели и 0, и 8, и 10%", - пояснил "Уралинформбюро" Александр Балмин.

По новым правилам за каждую ошибку в теоретической части дается по 5 дополнительных вопросов. При этом допускается всего два промаха, как и раньше.

На автодроме курсантам теперь предлагают пройти не три, как прежде, а пять упражнений. При этом если до вступления в силу регламента в одном испытании разрешалось допустить ошибку и выполнить его заново, то сейчас права на неудачу нет. В прохождении "города" новый порядок практически ничего не изменил.

Во всех автошколах данные нововведения называют правильными и совсем не жесткими. К теории и упражнениям на автодроме курсанты якобы готовы. И низкий процент сдачи - это не показатель плохого образования, просто сыграл роль психологический момент.

"Это связано с тем, что, во-первых, многие курсанты начинают переживать из-за того, что время на прохождение экзамена теперь ограничено одним часом. Но реальных поводов для беспокойства нет, потому что в этот норматив укладывается даже самый медленный курсант. Во-вторых, люди психологически не готовы к тому, что инспектор ГИБДД находится не где-то на площадке, а в автомобиле вместе со сдающим", - рассказал "Уралинформбюро" заместитель директора автошколы "Элит-Авто" Сергей Афонин.

Представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максим Едрышов заявил "Уралинформбюро", что руководители автошкол однозначно лукавят, когда говорят об уровне подготовки.

"Безусловно, низкий процент сдачи - это показатель уровня подготовки. У нас закон не ограничивает количество попыток сдачи на права, поэтому рано или поздно люди все равно прочитают правила и выучат их. Может быть, даже поймут, поскольку документ этот простой и необъемный. В результате уровень подготовки, конечно, вырастет, но незначительно", - прокомментировал Максим Едрышов.

По его словам, для поднятия качества подготовки на принципиально иной уровень необходимо провести целую реформу в автошколах и в системе приема экзаменов. Сейчас учебные заведения не учат курсантов вождению, а "натаскивают" на сдачу в ГИБДД. После того, как человек получает права, он вынужден нанимать инструктора, прежде чем самостоятельно выехать в город.

Что касается сдачи на права, то данный процесс должен быть не "тепличным", как сейчас, а максимально приближенным к реальным дорожным условиям. Максим Едрышов приводит в пример другие страны, где во время экзамена в ГИБДД проверяется ночное вождение, вождение по автомагистралям, сдается проезд через железнодорожные переезды.

В автошколах заявляют, что из-за низкого процента сдачи и уменьшения потока желающих учиться и сдавать на права тревогу бить не собираются.

"Такое уже было в 2006 или 2008 году, когда ужесточались требования к сдаче на права. Раньше до новых правил у нас процент сдачи составлял 80-90%. А после вступления в силу новых правил он резко упал до 5-10-15%. Потом процент снова вырос. Средний показатель до осени 2016 года был 29-30% по области", - пояснил Александр Балмин.

Ситуация стабилизируется не только за счет повышения уровня курсантов, но и за счет того, что инспекторы ГИБДД в итоге все равно "ослабят" вожжи, уверены в автошколах.

Если данное ужесточение порядка сдачи на права - это лишь один из этапов большой реформы системы автообразования, то рано или поздно нужный результат все-таки будет достигнут. В противном случае такое ужесточение окажется фикцией.

Елена ПЛЮХИНА

Актуальное