Храм сослали в пруд

Землю отдали девелоперам.

В Екатеринбурге новая распря. Вполне ожидаемая и неминуемая. Имя ей Храм-на-пруду.

Парадокс Екатеринбурга, возможно вызванный свердловским отступлением от исторических корней, в том, что мегаполису в начале 90-х вернули исконное имя, а вот разрушенный в 1930 году собор святой великомученицы Екатерины своего места на земле до сих пор найти не может.

Получается некая полуправда. Бронзовый Владимир Ильич с 1957 года занял часть центральной площади Екатеринбурга. Она до революции была Торговой, Церковной, Кафедральной, поскольку на ней располагался Богоявленский кафедральный собор.

Все уже свыклись с мыслью, что на Площади 1905 года собор никогда не восстановят. Но и Ильича оттуда не уберут. Памятник – от слова "память", чтобы мы и наши потомки не забывали о том, какой поворот Россия совершила почти сто лет тому назад.

А как быть с памятью о том, что было со страной и городом до 1917 года? Первый возведенный в Екатеринбурге храм – это деревянная церковь, разумеется, во имя Екатерины. Она стала предвестницей Градо-Екатеринбургского Екатерининского горного собора на нынешней Площади Труда, снесенного в припадке большевистской ненависти.

Быть исторически правдивыми в Екатеринбурге попытались при губернаторе Александре Мишарине. Во многом благодаря его жене Инне, которая была одним из идеологов "Общества во имя святой великомученицы Екатерины". Но попытка воссоздать храм на историческом месте натолкнулась на хорошо организованную оппозицию. Своя Болотная площадь в Екатеринбурге зачекинилась в апреле 2010 года как раз на Площади Труда. С Леонидом Волковым – верным сотоварищем Алексея Навального.

Осведомленные источники "Уралинформбюро" утверждают, что тогда Волков успешно отмитинговал против восстановления храма с подачи мэрии Екатеринбурга. Городские власти были в оппозиции и к Мишарину, и к Епархии – вот и разрешили "своему" Лене разжечь антиклерикальный костер. В его огне проект архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия сгорел дотла.

А дальше началась череда кадровых перестановок. Викентия сменил архиепископ Кирилл, ставший митрополитом. Мишарина Кремль заменил на Евгения Куйвашева. Мэр Екатеринбурга тоже сменился, но вице-мэром до недавнего времени оставался все тот же Владимир Тунгусов, умело контактирующий с оппозицией.

Митрополит Кирилл возвел восстановление Екатерининского храма в одну из ярких целей своего служения на Урале. Быть может, даже миссию, достижение которой невозможно без консенсуса городских и областных властей, общественности и бизнеса. В этом вся подноготная политеса Екатеринбурга – что хотят на одном берегу Исети, встречается в штыки на другом.

Учтивость мэрии в ответ на просьбу выделить приемлемый участок вместо Площади Труда в полной мере характеризует поговорка "на тебе, боже, что нам не гоже". Например, угол в Историческом сквере с выходом на улицу Малышева. А других мест в центре нет. Самый завидный участок, рядом со зданием мэрии городские чиновники незаконно выделили девелоперам Заводовскому-Погребинскому, чтобы они возвели торговый центр "Пассаж", напоминающий бани турецкого султана.

В городской пруд храм попал не по воле Епархии – это точно. Исходя из бесспорного усложнения проекта на водной глади, можно сказать, что он там от безземельности. И риск нового провала проекта только возрос.

Лепку протестного электората ждать долго не пришлось. Отметился Леонид Волков, призвавший екатеринбуржцев организовать митинг. Акциями сопротивления пригрозил и коммунист Александр Ивачев.

За этой трескотней вперемешку с информационным шумом важно услышать разговоры строителей. В России, да и в мире, такого размера храмы на воде еще не возводились. То, что Екатерининский после постройки попадет в Книгу рекордов Гиннесса – однозначно. Как и то, что остров в акватории отсыпать не будут – плита-основание будет лежать на сваях.

Россияне, побывавшие в Дубае, с восторгом рассказывают об искусственных пальмах-островах, возведенных в Персидском заливе. Очевидно, настало время и нам удивить мир, коль скоро земли под титульный храм не хватает.

Мегаполису нужен символ справедливости и веры. Да и Храм-на-крови не должен быть более визитной карточкой Екатеринбурга. Местом воспоминания об убитой царской семье, о "красном колесе" - пожалуйста. Тем более, что никакой архитектурной значимости эта постройка не представляет.

Вадим ДЫНИН

Актуальное