Маршрутная раскройка Челябинска

Скандальными ножницами.

Власти Челябинска еще только заключили контракт на разработку новой маршрутной схемы общественного транспорта для мегаполиса, а вокруг нее уже разгорелось несколько скандалов.

Готовиться к изменению маршрутной схемы в южноуральской столице начали заранее. Сначала чиновники приняли постановление, согласно которому мэрия получила право расторгать контракты даже с добросовестными перевозчиками, если они не впишутся в будущую транспортную стратегию. Тогда это вызвало бурю недовольства у бизнесменов, которые высказали предположения, что чиновники хотят таким образом избавиться от неугодных предпринимателей.

19 сентября 2016 года был объявлен конкурс на разработку схемы. Стартовая цена контракта составила 3,4 миллиона рублей. Заявки подали три компании. Пермский "Радар" был готов выполнить работы за 2,5 миллиона, Челябинский институт генерального плана и транспорта запросил 500 тысяч рублей. Неизвестное ООО "Тезан" обеспечило себе победу небывало низкой ценой - всего 1 рубль. Журналисты попытались отыскать компанию-бессребреника, но безуспешно: никаких контактов руководителя Анны Скудновой нигде не было.

Позже ООО "Тезан" отказалось от исполнения контракта - так же скандально, как и победило. Коммерсанты не смогли выплатить обеспечение контракта в размере 510 тысяч рублей. Фирму внесли в "черный список" поставщиков.

Исполнителем маршрутной схемы стал Челябинский институт генплана и транспорта, возглавляемый депутатом местной гордумы Александром Павлюченко. Его пресс-секретарь пояснила "Уралинформбюро", что ранее организация никогда не занималась разработкой подобных документов. Но отметила, что ЧИГПТ имеет много наработок по этой теме. Кроме того, они будут браться за работу не с нуля, ведь мэрия уже провела один из этапов - анкетирование пассажиров по поводу мобильности транспорта. Привлекать иностранных специалистов в качестве помощников ЧИГПТ не планирует. Да и не на что, ведь цена контракта составляет всего 500 тысяч рублей. В Екатеринбурге аналогичная схема стоила 8,1 миллиона.

"Если это такой же объем, который выполняли мы в рамках технического задания, то стоимость нереальна, этих средств не хватит, чтобы собрать данные, проанализировать и обработать их. И, соответственно, сроки. Полтора месяца, которые отведены им, недостаточно. Мы потратили на эту работу 3 месяца. Это - просто бессмысленная трата средств и непонятно, для чего она необходима", - поделилась своим мнением с "Уралинформбюро" директор Фонда содействия развитию городов "Город.Pro" Лариса Бузунова (занимались разработкой маршрутной схемы в Екатеринбурге).

Не верит в ЧИГПТ и пермский "Радар", который разрабатывал маршрутные схемы для Пермской области, Улан-Удэ, Рязани, Соликамска, Томска и Йошкар-Олы.

"Ни в одном городе такая схема за 500 тысяч рублей не разрабатывалась. Мы должны понимать, что 500 тысяч - это нереально, и кто-то все равно заплатит за эти работы. Это будет какой-то перевозчик. Правда, схему он разработает в интересах себя", - прокомментировал "Уралинформбюро" руководитель ООО "Радар" Михаил Якимов.

Срок в 1,5 месяца он также считает фантастическим. ЧИГПТ не входит в реестр владельцев специализированного программного обеспечения для транспортного планирования, поэтому обработать огромный массив информации за столь короткий срок им будет затруднительно.

М.Якимов поясняет, что новая маршрутная схема Челябинска, подобно екатеринбургской, будет нацелена на оптимизацию числа маршрутов. Сейчас дублирующих автобусов и трамваев в южноуральской столице не меньше, чем в уральской. Кроме того, огромные изменения коснутся подвижного состава. Если в Екатеринбурге порядка 70% автобусов - большого класса, то в Челябинске основная часть транспорта - малого и особо малого класса. Потребуются серьезные инвестиции, чтобы поменять структуру подвижного состава.

В самом ЧИГПТ соглашаются с необходимостью реформировать подвижной состав. "Новая маршрутная сеть должна повысить мобильность муниципального общественного транспорта и определить новый класс подвижного состава, - отметил "Уралинформбюро" Александр Павлюченко. - Для достижения этой цели необходимо повысить эксплуатационную скорость муниципального общественного транспорта. Данный вид транспорта должен быть обособленным, быстрым и комфортным для пассажиров".

А.Павлюченко отмечает, что, согласно техническому заданию конкурсной документации, опорным в будущей маршрутной сети Челябинска станет электротранспорт.

На вопросы о необходимости оптимизировать число маршрутов подрядчик пока предпочитает не отвечать. По всей видимости, он опасается общественного недовольства, с которым столкнулся соседний Екатеринбург, где число маршрутов должно уменьшиться вполовину.

Будут ли идеи челябинских транспортников такими же революционными, как у екатеринбургских коллег, станет известно к концу года. Но специалисты уверяют, что за полмиллиона никакого переворота в большом городе сделать не удастся, хотя в Челябинске он давно назрел.

Елена ПЛЮХИНА