ВИЧ: лечить, но не говорить

От эпидемии никуда не деться.

Информационное поле России уже месяц взрывают противоречивые новости о ВИЧ - волна поднялась с Екатеринбурга, где чиновники нечаянно проговорились про эпидемию. Началась паника, люди побежали сдавать тест на смертельный вирус, и власти пошли в отступную. Но слово - не воробей... "Уралинформбюро" поймало чиновников за язык на окружном совещании.

Успокаивать взволнованный Урал отправился десант из Москвы. В негласной ВИЧ-столице страны собрались 400 экспертов во главе с руководством Роспотребнадзора, федерального СПИД-центра и Минздрава.

Только 30% населения страны прошли обследование на ВИЧ, констатировала главный санитарный врач РФ Анна Попова. Вот только это "не те" россияне - представители групп риска анализы сдавать не ходят. Санврачи планируют взяться за них вплотную, но не знают как.

"Совершенно не озвучено, как будут работать с наркопотребителями и другими группами риска, – подчеркнул руководитель федерального центра СПИД Вадим Покровский. – Анна Юрьевна (глава Роспотребнадзора - прим.ред.) сегодня говорила об информировании, но определенным группам просто не интересны СМИ. К ним нужен особый подход, работа буквально на улице: подходить, разговаривать, учить профилактике, рассказывать про лечение. Но это - тяжелый труд, им предпочитают не заниматься. Легче выступить по телевизору".

Пока доскональную работу с группами риска не поставят на поток, эффекта не будет. Роспотребнадзор идет по легкому пути – работает с молодежными форумами и крупными российскими работодателями: проводят разъяснительные беседы и делают тесты. Но много ли среди сотрудников того же "Русала" наркоманов, ведущих беспорядочную сексуальную жизнь?

Еще более глубокая проблема в том, что сами зараженные бегают от врачей. Лишь каждый четвертый инфицированный из тех, что знают свой ВИЧ-статус, приходит лечиться. "В России лечение получают только 220 тысяч из 800 тысяч, живущих с ВИЧ-инфекцией", - констатирует Вадим Покровский.

При этом до 20% пациентов СПИД-центра бросают принимать препараты. "Прерывание антиретровирусной терапии приводит к развитию устойчивости вируса к препаратам. При возобновлении терапии лечение проходит сложнее", - предупреждает замминистра здравоохранения России Сергей Краевой.

Опасность чумы XX века не могут вбить в головы россиян уже лет тридцать. Раньше это делали некоммерческие организации. Их финансировали международные организации по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. "Наше правительство отказалось от зарубежной помощи, но само денег взамен этим организациям дать не догадалось", – бросил камень в огород чиновников Вадим Покровский.

Тех, кто не понимает по-хорошему, остается только напугать. Одно только упоминание эпидемии ВИЧ в Екатеринбурге взбудоражило всю Россию. Горожане буквально побежали сдавать тест на ВИЧ - очередь в мобильные пункты не разогнали даже морозы. "Если раньше за год экспресс-тест на ВИЧ за год проходили 16 тысяч человек, то за неполный этот год – уже 101 тысяча", – рассказала Анжелика Подымова, главный врач Свердловского СПИД-центра. Основная часть, по всей видимости, пришлась на последние недели.

Несмотря на это, чиновники упорно избегают называть вещи своими именами. "Сфера терминов и определений – сфера ученых, мы сегодня занимаемся практическими мерами", - витиевато ушла от вопроса об эпидемии главный санврач. И тут же попросила журналистов стать главным рупором в борьбе с ВИЧ.

Рассказывать о нем детям нужно буквально с пеленок. "Профилактика ВИЧ-инфекции должна быть закольцована, начиная с детского сада, учителей в школе, вузов, работы – везде должна идти информация о заболевании", - подчеркивает Анжелика Подымова.

Если оставить ВИЧ хоть одну лазейку - его не остановить. "Нет стопроцентно эффективных и быстрых методов по борьбе с ВИЧ. Надо применять комплекс мер. Если в каком-то направлении мы не будем работать, там вирус и прорвется", - резюмировал глава федерального СПИД-центра.

Анна ВАСИЛЬЧЕНКО

Еще в сюжете: Эпидемия ВИЧ

Актуальное