В Челябинской области наступил Голодец

Из-за сирот.

Вице-премьер российского правительства Ольга Голодец "разнесла" Челябинскую область в пух и прах. Причина - огромное число детей-сирот, исходя из сведений регионального банка данных.

После этого южноуральские чиновники переполошились. Губернатор Борис Дубровский немедленно устроил совещание со своим первым заместителем Евгением Рединым, поручив ему проанализировать эффективность работы по устройству детей-сирот в семьи и поддержке таких семей.

Как сообщили "Уралинформбюро" в пресс-службе губернатора, на данный момент в областном банке данных насчитывается 2 900 детей-сирот. Серьезная работа по устройству их в семьи началась только в 2014 году. С этого момента ежегодно цифра уменьшается более чем на 10%.

Но проблема в том, что число вновь выявленных сирот приближается к числу устроенных в семьи. Так, в 2016 году обрели родителей 2 019 детей, а попали в детские дома 1 500 несовершеннолетних.

Остающиеся в приютах "непопулярные" категории - это дети старше 10 лет, братья и сестры, которых нельзя разделять, а также инвалиды. Чиновники уверяют, что не сидят сложа руки. В нынешнем году введены три дополнительные меры поддержки замещающих семей – единовременная денежная выплата в размере 100 тысяч рублей, единовременная субсидия на приобретение жилья для тех, кто усыновил ребенка-инвалида, детей старше 10 лет, а также детей, являющихся братьями или сестрами. Кроме того, жилье выдают южноуральцам, которые приняли на воспитание не менее пяти детей в возрасте старше 10 лет.

В приютах заверяют, что на своем уровне также делают все возможное, чтобы устроить детей в семьи: организовывают дни открытых дверей, различные праздники и концерты для кандидатов в приемные родители. Но всех этих мер, как оказывается, недостаточно. Статистику не удастся переломить из-за роста числа неблагополучных семей.

"Это связано с тем, что у нас уровень жизни низкий, у многих людей нет жилья, им выживать сложно. Например, у нас было несколько звонков от мам, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Им нужно было выходить на работу, и на тот период, пока они не устроили ребенка в детский сад, они вынуждены были отдать ребенка в наш центр, чтобы тут он был под присмотром. Но они приходят к детям, заботятся о них и, когда ситуация улучшается, забирают", - рассказала "Уралинформбюро" директор центра поддержки детей "Аистенок" Любовь Яндиева.

Аналогичной работы с трудными семьями, из которых в будущем и выходит большинство сирот, практически не ведется. Не решаются проблемы и с опекунами, решившими взять ребенка, заверяют в Ассоциации приемных родителей Челябинской области.

"У нас вообще не установлена связь с министерством социальных отношений. На прием к министру попасть просто нереально. Я пытаюсь записаться с мая. То у нас министр кого-то поздравляет, то отпуск, то выборы. До сих пор я так к ней не попала. На днях я звонила секретарю, сказала, что Голодец нас разнесла, давайте будет встречаться, общаться. В приме нам в очередной раз отказали: Никитиной некогда с нами встречаться", - пожаловалась "Уралинформбюро" руководитель ассоциации Ирина Ефимова-Ращупкина.

Между тем проблем у кандидатов в приемные родители и приемных родителей - хоть отбавляй, уверяет она. Оформление временной опеки занимает порой до 5 месяцев. При этом закон предусматривает 10-дневный срок. Из-за такого челябинского бюрократизма половина кандидатов в приемные родители отсеивается.

"Сейчас система такая. К примеру, вы видите в базе ребенка, вам он приглянулся, вы встречаетесь с начальником опеки, она говорит, что ребенок свободен и дает направление в детский дом. Вы едете знакомиться с ним, вам он понравился, пишите в направлении, что согласны взять ребенка. И вот с этого момента должно пройти ровно 10 дней. После этого вы с ребенком едете домой. У нас это занимает 5 месяцев. Жители соседних регионов не могут себе позволить взять такого ребенка, потому что жить по нескольку месяцев у нас - это нереально. В Тюмени оформление в приемную семью занимает 1 день, вот поэтому там всех детей и раздали", - поясняет руководитель ассоциации.

Ефимова-Ращупкина называет и другие "семейные" отличия от соседних регионов. В частности, при оформлении статуса приемного родителя в Челябинской области чиновники требуют множество дополнительных справок - не только тех, что предусмотрены законом. Немаловажный момент - выплаты на приемных детей. Сейчас опекуны получают всего по 5 051 рублю за ребенка в месяц, с 1 января 2017 года сумма вырастет до 7 600. В соседней Свердловской области порядок цифр иной - 18 тысяч и 21 тысяча рублей.

"Ребенок из детского дома - это однозначно травмированный ребенок, с ним надо работать психологам. И это точно не 7 тысяч рублей. Я делаю вывод, что органы опеки и тем более приюты просто не заинтересованы отдавать детей, поскольку финансирование у нас подушевое сейчас", - заявляет Ефимова-Ращупкина.

Быть может, Голодец наконец разъяснит Дубровскому, что это финансирование не согреет души сирот.

Елена ПЛЮХИНА

Еще в сюжете: Славная весть: я поймал Дубровского!

Актуальное