Право не отличаться

Хоть с тростью, хоть в коляске.

Жители столицы Урала лишились зрения и возможности ходить. На время и добровольно. Примерили роль людей с ограниченными возможностями горожане в рамках Международного дня борьбы за права инвалидов.

На Площади Труда 5 мая организаторы подготовили для желающих несколько инвалидных кресел. В них нужно было проехать небольшой лабиринт – заблудиться невозможно, сложнее – вписаться в повороты. Сразу выстраивается небольшая очередь – в основном студенты, которых на мероприятие привели централизовано. Для них это аттракцион – веселятся, когда не могут справиться с управлением коляской. Но в конце их ждет не очень приятный сюрприз – металлическая калитка из тех, что стоят практически в каждом магазине. Обычный горожанин, не задумываясь, толкает ее рукой или бедром. Но когда ты сидишь в инвалидном кресле, есть очень большой риск получить удар по лицу. В чем молодежь и убедилась за этот день не раз.

За памятником Татищеву и де Генину расположился перфоманс "Живопись слепых". Этот "аттракцион" поспокойнее и привлекает, в основном пенсионеров. Им надевают плотные маски на лица и предлагают нащупать на столе банку с краской.

"Каким цветом хотите рисовать?" – спрашивает модератор. "Красным!" – отвечает мужчина, с силой откручивая крышку с банки. "А какой взяли?" – не унимается куратор. "Красный…" – пенсионер явно замешкался. Модератор кладет руки участника на холст – обозначает края картины и предлагает "творить". Мужчина переворачивает банку и расплескивает краску. На полотно летят брызги оранжевого цвета.

Следующие участники демонстрируют чудеса интуиции: шесть человек угадывают цвет краски, которой взяли. Но нужно признать, что выбирают из двух предложенных. Всей группой работают над одной картиной – предсказуемо получается абстракция в духе Джексона Поллока. Последнему участнику доверяют ответственную миссию: в руку вкладывают шпатель и предлагают "размазать" все брызги по холсту.

В отличие от незрячих художников, участники перфоманса на дело своих рук взглянуть могут. "Что вы здесь видите?" – спрашивает модератор. Тишина. Несмелое "Может, вон там … озеро". "Или лес". "Не ищите ничего конкретного, – останавливает ведущий. – И пейзажа здесь не увидеть. Приглядитесь: это схватка двух магов. Вот светлый, а вот темный, а между ними – магия". Разносится понимающее, хоть и смущенное "Ааааа…".

Рядом с художниками прогуливаются активисты общественного движения "Белая трость". Желающие могут пройтись со слепыми так, как последнему приходится передвигаться каждый день. Активисты берут горожан за руки и ведут по красной туристической линии.

Просим одного из активистов, Евгения Ведерникова, провести прогулку и нам. Надеваем маску – не видно ни зги. Моментально теряется уверенность в ногах, становится страшно сделать просто шаг. А ведь это Площадь Труда – здесь полно лестниц! Сразу ощущается разница между нами и Евгением – он спокоен, прокладывает себе путь тростью и относительно уверен в том, что ждет впереди. Через пару минут приходит расслабление, начинаешь спокойнее ставить ноги – благо проводник вовремя предупреждает о ступеньках.

"Где мы сейчас находимся", – спрашивает Евгений. Ступор. Сконцентрировавшись на неровностях площадки, совершенно теряешь ориентацию в пространстве. Слева шум трамвая… Но ведь проспект Ленина должен быть справа… Да и громкая музыка оркестра добавляет сумятицы.

"Мы стоим лицом к фонтану, перед нами тротуар вдоль Ленина, по которому люди идут от Плотинки к улице Пушкина", – объясняет наш проводник. Приходиться поверит ему на слово.

"Незрячие в городе ориентируются на звук. Я уже привык, я и в Параде на 9 Мая участвую. Но не все так могут. Звуковых светофоров в городе очень мало. А там, где есть, возникают конфликты – некоторым не нравится их звук. Лично мне они не нужны – я подойду к человеку и попрошу перевести меня через дорогу, и так мне будет проще. А светофор пищит, эхо, и не понятно, откуда идет звук", – рассуждает Евгений.

В 2017 году власти Свердловской области вложили в создание доступной среды для инвалидов 447,7 миллиона рублей – втрое больше, чем годом ранее. Спрашиваем у Евгения, насколько Екатеринбург удобен для незрячих и инвалидов в целом.

"Часто говорят: вы определитесь - вам нужна доступная среда или нет. Но все люди разные, и инвалиды тоже. Кому-то нужна комфортная среда, кому-то – нет. Есть человек, который и с пандусом у подъезда не будет из квартиры выходить, потому что "я же инвалид". А есть девочка, которая поедет в центр, захочет пойти в кафе и попросит парней. Один ее поднимет, другой – коляску. Зайдут в кафе, попьют чай, съедят торт. Ей и не нужна эта комфортная среда. Все зависит от человека".

"Не правильный вопрос "Что сделать с инвалидами, чтобы они не ныли?". Тогда уж нужно спрашивать "Что сделать со здоровыми, чтобы они не ныли?". То есть, на самом деле, ничего не сделать, потому что были и будут и те, и другие. Просто есть разные люди среди нас. Здесь уже нужно по-другому вопросы строить, менять мировоззрение, - уверен Евгений. - Например, ко мне подходит человек и говорит "Надо же, ты можешь пуговки сам застегивать, мимо петелек не промахиваешься, ты чай налил, не пролив!". Такое даже журналисты пишут. Это и формирует представление людей. Может нужно менять представление? У меня жена тоже незрячая, она получила 3 высших образования, мы вместе путешествуем, мы общественной деятельностью занимаемся. Своим примером стараемся показать им, что все возможно. Если они захотят – они пойдут. Если не захотят – то, их не нужно насиловать. Сколько людей с инвалидностью, столько и мнений".

Международный день борьбы за права инвалидов в Екатеринбурге заканчивается танцевальным флешмобом. Несколько часов люди с ограниченными возможностями здоровья "зажигали" вместе с волонтерами на Плотинке. Кажется, главное право, за которое в этот день боролись инвалиды – право не отличаться.

Анна ВАСИЛЬЧЕНКО, Юлия ОВЧИННИКОВА