Мэрия призналась: трамвай не едет

В транспортную реформу.

Ну, что – плакать или радоваться? Администрация Екатеринбурга наконец-то признала, что не готова к транспортной реформе. Вице-мэр по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Алексей Бубнов назвал проект, на который все это время опирался муниципалитет, сырым, и заявил о необходимости его доработки. Разумеется, за счет бюджета: МБУ "Центр организации движения" разместило на сайте госзакупок уведомление о проведении тендера по анализу пассажиропотока городского транспорта с начальной ценой в 12,5 миллиона рублей.

"Сначала надо получить исходные данные о перемещении граждан. Может быть, работа "Город.PRO" и полностью подтвердится, но ни в техническом задании, нигде я не видел, чтобы "Город.PRO" представил исследования именно матрицы корреспонденций. Поэтому я не уверен в выводах фонда, я не знаю, на основании каких данных они сделали схему. Никто уже сейчас не говорит о том, что с 1 июля начнется транспортная реформа", – цитирует слова Бубнова 66.ru

Самое интересное, что не так давно мэрия, отвечая на запрос "Уралинформбюро" сообщила, что доработкой (!) проекта занимается рабочая группа в составе чиновников и специалистов транспортных предприятий. "Финансовых средств на доработку маршрутной сети города Екатеринбурга потрачено не было", - гласит ответ за подписью и.о. замглавы по вопросам благоустройства Тамары Благодатковой.


Мэр Александр Высокинский и его зам Алексей Бубнов анонсировали транспортную реформу в июле 2019 года.

Миллионы – в мусорную корзину

Следует напомнить, что в 2016 году компания "Город.PRO" разработала новую маршрутную схему общественного транспорта Екатеринбурга. Она обошлась городской казне в 8 миллионов рублей. Однако муниципальные власти перенесли транспортную реформу с 2017-го на 2019 год. Якобы из-за предстоявшего чемпионата мира по футболу.

В 2017 году над транспортной схемой Екатеринбурга за 10 миллионов рублей трудилась "Лаборатория градопланирования" из Санкт-Петербурга, в 2018 году над организацией дорожного движения в столице Урала работало ООО "Строй Инвест Проект" из Подмосковья, оценившая свои услуги в 25 миллионов рублей. Эти разработки больше тяготели к подготовке Генплана, но также учитывали и потоки пассажирского транспорта.

И вот снова чиновники готовятся вытащить миллионы из городской казны. Однако принесет ли это желаемый результат?


Владимир Злоказов. Фото: ЖЖ депутата Госдумы Андрея Альшевских

Вот что на сей счет думает урбанист Владимир Злоказов, который в 2015 году позиционировал себя едва ли не как главный апологет транспортной реформы и соавтор злополучного проекта:

Те специалисты, которые сейчас в мэрии остались, они все участвовали в разработке маршрутной сети. Сейчас речь не идет, чтобы что-то просчитывать математически. Такой задачи нет. Есть задача геометрически проложить маршруты рациональным образом по территории города. В принципе я видел, что на сайте мэрии лежат уже какие-то планы… Все изменения (по сравнению с изначальным проектом – прим.ред.) небольшие, не радикальные".

Иными словами, ничего нового в мэрии не придумали. Впрочем, депутат Екатеринбургской гордумы Александр Караваев предлагает не торопиться – работа-то только начинается (?) Народный избранник входит в состав рабочей группы по транспортной реформе и авторитетно утверждает – процесс, мягко говоря, далек от завершения.

"На заседании рабочей группы мы решили, что нельзя с наскока заниматься таким важным вопросом. Необходима аналитика. И нужно проанализировать тот проект, который сделал "Город.PRO". Предложение депутатов заключалось в том, чтобы не выбрасывать его в корзину сразу, а для начала посмотреть, какие наработки из него можно использовать. В конечном счете, на него были потрачены бюджетные деньги. Совершенно понятно, что этого проекта будет недостаточно, поэтому параллельно ведутся исследования на тему изучения пассажиропотоков", - заявил Караваев.


Александр Караваев

Очень важно - по его словам, муниципалитет не будет спешить с началом транспортной реформы, даже если на подготовку понадобится несколько лет! Но до сегодняшнего дня мэрия об этом предпочитала помалкивать.

Следует напомнить мнение, которое в начале февраля в беседе с "Уралинформбюро" высказывал директор Центра транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Константин Трофименко.

"Транспортная реформа должна начинаться с грамотного транспортного планирования. Для этого требуется ряд документов. Во-первых, должна быть программа "Комплексного развития транспортной инфраструктуры", которая определяет, что и как нужно сделать, чтобы у людей была возможность добраться на транспорте до тех или иных объектов. Во-вторых, должны быть комплексные схемы организации дорожного движения, которые определяют, как будут двигаться пешеходы и транспортные средства по улично-дорожной сети. Третий документ – это "Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом". Она, в частности, определяет наиболее оптимальные маршруты".

В основе всех документов лежит транспортная модель, отражающая все изменения, которые произойдут в городе в ближайшие 15 лет, и демонстрирующая с учетом появления новых объектов, сколько людей и по каким направлениям поедет, допустим, на легковом транспорте, на общественном и так далее", - подчеркнул Константин Трофименко.

Ничего этого в сейфе мэра Александра Высокинского не было и нет. Вопрос – появится ли? Пока что появилась хоть капля здравого смысла, чтобы исключить транспортную реформу из списка "срочно надо сделать".

Хватит, нареформировались!

Неторопливый "восточный" подход муниципального депутата к срокам внедрения проекта более чем понятен. В самом деле, реформу, задуманную мэрией, предстоит утверждать гордуме. Парламентарии хорошо понимают, кому придут сказать "спасибо" возмущенные горожане, когда общественный транспорт пойдет непривычным образом. Опыт январской отмены маршрутки №024 показал, что екатеринбуржцы могут быть весьма убедительны.

Депутат Дмитрий Сергин предлагает "отмерить не семь, а семьдесят раз", прежде, чем затевать транспортную реформу.

Та концепция, которая предлагалась ранее, имеет определенные плюсы. Основная нагрузка ляжет на муниципальный транспорт большой вместимости – трамваи, автобусы, троллейбусы, которые ходят по центральным улицам, имеют пересадочные точки для сбора небольших маршрутов, приходящих с окраин. Плюс такой схемы заключается в том, что основные магистрали будут освобождены от большого количества автобусов малой вместимости, создающих пробки. Это - безусловное благо. Но сначала должна быть создана инфраструктура, разработан механизм внедрения новой маршрутной сети, согласованы графики движения", - подчеркивает депутат.


Дмитрий Сергин

Председатель думской комиссии по муниципальной собственности Михаил Вечкензин предлагает свой подход к решению задачи. "У нас осталось 10 дублирующих маршрутов. Убрать какой-то из них можно. Но сначала ведь нужно посчитать, насколько это будет безболезненно для горожан и только после этого принимать решение. Транспортное сообщение центра с отдаленными территориями, положа руку на сердце, не очень хорошее, и об этом тоже надо думать. В центре автобусов ходит миллион. И все неизбежно едут по Ленина, Малышева и 8 Марта. Если стоит задача провести транспортную реформу, то начинать следует с периферии. Переработать транспортную схему нужно безболезненно и поэтапно: сначала отдаленные территории, а потом двигаться от них к центру. Изменили маршрут, градус напряженности померили, граждане привыкли – двигаемся дальше", – уверен парламентарий.

Что касается проекта "Города.PRO", который обсуждался думой прежнего созыва, то он был настолько сырой, что его внедрение создало бы в Екатеринбурге транспортный коллапс, убежден Вечкензин. У муниципалитета просто нет такого количества подвижного состава, который обеспечил бы реализацию фантазий местечковых урбанистов.

"В Екатеринбурге есть муниципальное предприятие "Гортранс", на балансе которого 462 автобуса. Из них 200 – полная рухлядь. А 262 еле-еле функционируют, причем 20% стабильно стоит на ремонте. Это еще минус 50 автобусов. "Гортранс" обслуживает 32 автобусных маршрута. Если мы с вами поделим количество автобусов на них, то получим в среднем 6-7 автобусов. Частники выставляют по 25 автобусов на маршрут!

Если мы хотим перераспределить основную нагрузку в пользу "Гортранса", за счет каких мощностей он будет это делать? Денег на приобретение большого количества подвижного состава у города нет. Новый большой низкопольный автобус стоит около 5 миллионов. Если суммировать всех частников, "в поле" работает примерно тысяча автобусов. То есть, чтобы их заменить, нужно 5 миллиардов рублей! Я уже не говорю о трамваях, каждый из которых стоит по 50 миллионов рублей", - подчеркивает Михаил Вечкензин.

Александр Колесников - председатель профильной комиссии гордумы по городскому хозяйству, в ведении которой находится городской транспорт, вообще выражает сомнение в необходимости перекраивать маршрутную сеть.


Александр Колесников

"У меня пока большие сомнения, что из этого выйдет что-то дельное. И нет понимания, нужна ли вообще транспортная реформа. Полных данных от администрации города нет. Сейчас поменялся руководитель комитета по транспорту. Пусть новенький пока вникает, в апреле вернемся к этому разговору. Мы уже нареформировались до такой степени – народ от пенсионной реформы еще не отошел, мусорная реформа - сейчас ищут виноватых. Ну, давайте еще транспортную реформу наслоим, чтоб люди с ума сошли! Зачем нам это?!" - резонно вопрошает Колесников.

Дмитрий МИГАЛИН

Еще в сюжете: Транспортная реформа

Актуальное