Украинский гамбит

На моторном ходу.

Украина крупно "подставила" Россию, ввергнув ее в противостояние с Западом. Вне зависимости от того, будут или не будут введены санкции, российская промышленность в ближайшее время столкнется с серьезными проблемами. Больше других могут пострадать космос и авиационное двигателестроение – наиболее чувствительные с точки зрения обороноспособности страны отрасли. Выход, по мнению опрошенных "Уралинформбюро" экспертов, заключается в срочной модернизации экономики и создании собственных технологий.   

Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев полагает, что введение санкций против России чревато снижением товарооборота с Европой и США. Однако на обороноспособности нашей страны это вряд ли скажется. Скорее, наоборот, сложные отношения с Западом вынудят ракетно-космическую отрасль модернизироваться. 

На военных ракетах, утверждает эксперт, используется отечественная элементная база, и поэтому после введения санкций Россия развернет боевые железнодорожные комплексы и ракеты средней дальности, а также завершит работы над 200-тонной "Сатаной", которая заменит знаменитую СС-18, выпускавшуюся до того в городе Днепропетровске. Никаких гигантских затрат на это не потребуется, а потому обострение отношений с Западом может даже пойти РФ на пользу. 

Несколько сложнее ситуация в авиастроении. У россиян налажены с западными авиастроителями тесные кооперационные связи. Французская Snecma не только разработала двигатель для SSJ-100 (Сухой Суперджет), но и изготавливает для него отдельные системы. Эта же фирма отвечает за интеграцию силовой установки с самолетом, то есть фактически за все воздушное судно. Американские двигатели стоят на российском вертолете "Ансат", английские – на Ка-226, французские – на Ка-62. Россияне анонсируют планы по созданию совместных предприятий с итальянскими компаниями.

Иностранные комплектующие используются и в боевых машинах: эксперты утверждают, что на Бе-200, Як-130, Су-35 и даже на самолете пятого поколения, известного под маркой Т-50, используются немецкие, французские и американские датчики. Недавний опыт сотрудничества с американскими компаниями наглядно показал, какие подводные камни таит в себе международная кооперация. Госдепартамент США в 2009 году заблокировал поставку в Иран Ту-204-100СМ с двигателем ПС-90А2, в создании которого принимала участие фирма Pratt&Whitney. Именно поэтому российских авиастроителей сильно напрягает хаос, а тем более потеря самостоятельности на Украине. 

Запорожский завод "Мотор Сич" поставляет комплектующие для двигателей боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52. Эта же компания делает силовые установки для Ту-334, Бе-200, Ан-124 и для некоторых гражданских вертолетов, производимых в России. Украинцы совместно с россиянами модернизируют двигатель для легкого ударного самолета на базе Як-130, участвуют в создании новых самолетов Ан-70 и МС-21.  

Пресс-секретарь ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация" Анастасия Денисова выразила надежду, что украинцы будут и дальше выполнять все принятые на себя обязательства, поскольку заинтересованы в сотрудничестве ничуть не меньше, чем россияне. Президент "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев проинформировал журналистов, что никаких препятствий для реализации контрактов не возникает, и акционерное общество продолжает проекты по модернизации двигателей для Ан-124 и Як-130.

Но расслабляться россиянам не стоит. Главный редактор портала "Авиапорт" Олег Пантелеев большие риски видит в неустойчивости финансовой системы Украины, которая может затруднить прохождение платежей. Кроме того, из-за внутренних проблем "Мотор Сич" часто называет неприемлемые цены, что вынуждает российских авиастроителей покупать двигатели у западных стран, предлагающих более комфортные условия.

События на Украине поставили Россию в патовую ситуацию: что бы она сейчас ни сделала, экономическая "мина" даст о себе знать. Экспертам очевидно, что Запад будет использовать "Мотор Сич" в политической борьбе с Кремлем. В.Богуслаев еще до событий на Майдане заявил, что Европа введет квоты на украинскую продукцию, и после присоединения к ЕС завод сможет продать за рамками Евросоюза не 1 000 двигателей, как сейчас, а всего два.

Учитывая риски, российское правительство приняло программу-минимум: оснастить военные вертолеты двигателями, интеллектуальная собственность на которые принадлежит РФ. Программа-максимум – модернизировать двигатель ВК-2500, выпускаемый в Запорожье, сделав его более легким и экономичным. Если санкт-петербургское ОКБ "Климов" реализует этот проект, то Украине, полагает О.Пантелеев, придется создавать другой двигатель.

Однако замещение импортной продукции идет не просто. Представитель оборонно-промышленного комплекса сообщил российским СМИ, что нынешним летом в Приморском районе Санкт-Петербурга будут запущена новая производственная площадка, на которой до конца 2014 года будет изготовлено 50 двигателей с российской комплектацией. Между тем только Минобороны РФ рассчитывает получать не менее 250 моторов ежегодно. Достичь запланированной мощности в 320 двигателей "Климов" надеется в 2016 году. Уложится ли он в эти сроки – большой вопрос: Министерство промышленности РФ обещало наладить выпуск вертолетных моторов еще в 2010 году, но пока в России освоили лишь основные узлы.

Еще более серьезные вызовы стоят перед космической отраслью. Эксперты говорят, что охлаждение отношений с Западом напрямую повлияет на создание новых космических систем и количество запусков спутников на орбиту. США обладают монополией на производство программируемых логических интегральных схем (ПЛИС), позволяющих создавать цифровое устройство в виде принципиальной электрической схемы. Российская космонавтика получает их по закрытым каналам, и американцы пока смотрят на это сквозь пальцы. Введение санкций поставит космическую отрасль в очень непростое положение. 

Впрочем, некоторые эксперты и в этом видят плюсы. Руководитель ООО "Хонбин" Олег Ким надеется, что запрет на поставку ПЛИС в Россию поможет разобраться с причинами падений спутников при запуске, облегчивших за последние годы казну на десятки миллиардов рублей. До сих пор потери списывали на программистов, но причина, полагает О.Ким, в другом: микросхемы, полученные по коммерческим каналам из США, в космосе быстро выходят из строя либо начинают вести себя неадекватно, а россияне так и не могут понять почему. Применяемые математические модели диагностики бессильны, поскольку логика работы интегральных схем задается при проектировании, а тестовое обеспечение американцы не передают.

Китайцы давно уже осознали риски работы на чужих микросхемах, и в очень короткое время создали свою национальную элементную базу. Она хуже, чем в США, но зато Поднебесная имеет возможность досконально разобраться в причинах каждого неудачного запуска ракеты. Россия же по большей части имитирует бурную деятельность по развитию микроэлектроники, нежели реально решает проблему.

Попытки наладить выпуск микросхем в Воронеже и Зеленограде на устаревшем оборудовании Олег Ким сравнивает с приготовлением изысканных блюд для шикарного ресторана на деревенской кухне. Проекты "Сколково" и "Роснано", полагает он, и вовсе проедают деньги. Участники этого увлекательного процесса занимаются болтовней, пиаром и прямым предательством отечественной промышленности.

Российским ученым задурили головы пресловутыми рейтингами, ради которых якобы нужны публикации в иностранных журналах. Вот те и "сливают" свои идеи, которые иностранцы быстро внедряют, отчисляя россиянам жалкие гонорары. И при этом некоторые ученые еще и радуются, что "наши технологии работают за рубежом".

Эксперт убежден, что если россияне в ближайшее время не научатся использовать отечественные мозги в интересах промышленности, то и без всяких санкций страна останется без самолетов и космических аппаратов.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ