Нефтепровод "Заполярье - Пурпе" - в гармонии с природой

Строительство нефтепровода "Заполярье - Пурпе" - второй ветки транспортной системы "Заполярье – Пурпе – Самотлор" - в самом разгаре.

С его запуском будут соединены грузопотоки черного золота месторождений севера Красноярского края и Ямала и направлены на нефтеперерабатывающие заводы России и мировые рынки. Но самое главное - строительство ключевой нефтяной артерии идет с применением новейших технологий, сводящих на нет ущерб хрупкой экосистеме полярной тундры. Начальник производственного отдела дирекции по строительству инвестиционного проекта ОАО "Сибнефтепровод" Виктор Мамонтов поделился с "Уралинформбюро" некоторыми ноу-хау, а также рассказал о ходе работ.

- Виктор Александрович, в чем уникальность этой стройки?

- Новый нефтепровод имеет стратегическое значение для формирования транспортно-логистической и энергетической инфраструктуры России и является важной ступенью модернизации экономики всего северного региона. К тому же уникальность проекта кроется в применении новейших технологий, которые позволяют почти к нулю свести ущерб, наносимый ранимой северной природе.

Более половины магистрали пройдет над поверхностью. Такой подход позволяет не нарушать температурный режим многолетних мерзлых грунтов, сохраняя баланс тундровой экосистемы в целом. Даже сваи мы погружаем по особой технологии с применением термостабилизаторов - в результате оттаивание грунта не происходит.

Также при надземной прокладке нефтепровода делается существенно больше технологических разрывов, на каждый километр их приходится порядка тридцати. Это, конечно, влияет и на темпы строительства, и на трудозатраты. Кроме этого мы используем массу уникальных ноу-хау, которые нигде в мире больше не применяются. Со стороны может показаться странным, но надземная проводка нефтепровода обходится значительно дороже, чем обычная технология прокладки в грунте. Но ради сохранения природы мы готовы идти на такие затраты.

- В чем отличия проведения строительных работ за полярным кругом и в обычных широтах?

- Главное отличие в том, что в Заполярье почти все работы на линейных участках можно производить только в зимнее время. Летом природные условия позволяют делать только отсыпку вдольтрассовых проездов и то лишь на отдельных участках.

Также в теплое время года мы можем вести строительные работы на площадных объектах. В работе сейчас находятся два из них. Прежде всего это нефтеперекачивающая станция НПС-2, где мы уже вышли на нулевой цикл строительства. В ближайшем будущем приступим к подготовительным работам по строительству второго объекта - головной НПС на нулевом километре.

Чтобы подступиться к последней, нам предстоит решить техническую задачу по переброске грузов через пойму реки Таз. В этом месте ее ширина достигает 26 километров. Намораживать переправу, чтобы вести грузы напрямую – достаточно затратно. Еще один вариант - везти через действующую коммерческую переправу в поселке Газ-Сале, но это приличный крюк. Отмечу, что даже такие затруднения не повлияют на темпы и качество строительных работ.

- Как люди выдерживают работу в таких суровых условиях?

- Сейчас на строительстве, учитывая все подрядные и субподрядные организации, работает 2 382 человека. Рабочие живут в вахтовых жилых поселках, оснащенных мобильными зданиями и вагон-городками. Там есть общежития, столовые, банно-прачечные и административные комплексы - все, что необходимо для полноценного отдыха. Отопление зданий везде электрическое, городки оборудованы передвижными дизельными электростанциями, все подразделения обеспечены в полном объеме и топливом, и продовольствием. Конечно, не курорт, но жить и работать можно.

- Из графика строительных работ не выбиваетесь?

- Нет, все идет по плану. На сегодня выполнены сварочные работы на участке протяженностью 95,4 километра, забито 7 880 свай, смонтировано 2 355 опор нефтепровода. Все работы производятся в полном соответствии с требованиями проекта, под контролем специалистов дирекции по строительству инвестиционного проекта, экспертов строительного контроля и авторского надзора. Сомнений нет - новый нефтепровод протяженностью 490 километров будет запущен точно в срок.

Валентина МАЖАРОВА

Актуальное