Рынок энергетических турбин: новенький за старенького

Для замены изношенных агрегатов в России нужно не меньше единиц оборудования, чем для строящихся энергоблоков.

О рыночных нишах, в которые активно заходят отечественные производители теплофикационных турбин, "Уралинформбюро" рассказал технический директор ЗАО "Уральский турбинный завод" Александр Валамин.

- Александр Евгеньевич, расскажите о динамике продаж УТЗ и о перспективах развития вашего предприятия.

- Объемы производства и, соответственно, отгружаемого ЗАО УТЗ заказчикам оборудования с 2010 года ежегодно увеличиваются. Показательным был прошлый 2012 год, когда благодаря проведенным организационно техническим мероприятиям завод более чем в 2 с половиной раза превысил производственные показатели предыдущего года. В перспективных планах развития предприятия предусмотрено увеличение объемов продаж в среднем не менее чем на 20% ежегодно. То есть в ближайшие 5 лет объем производства и оказываемых ЗАО УТЗ услуг вырастет в 2 раза.

Обращу ваше внимание, что сегодня в портфеле заказов основное место занимают турбины для работы в парогазовом цикле, а также турбины, предназначенные для замены выбывающих мощностей. В то же время сейчас просматривается тенденция к перемещению финансовых потоков из сегмента строительства новых энергоблоков в сегмент "модернизация, сервис, экология, энергосбережение". Мы тоже движемся в этом направлении, так как понимаем, что объёмов ввода новых энергомощностей, таких как раньше, уже не будет. Поэтому наряду с разработкой и поставкой комплектных турбин для нового строительства приоритетными становятся предложения моделей для замены отработавших ресурс турбин, работа по индивидуальным требованиям заказчика, активная реализация программ по расширению сервисных услуг. Одним из наиболее перспективных мы считаем рынок услуг по модернизации паровых турбин.

-  Почему?

- Явно виден рост интереса со стороны клиентов. И это понятно. Имеющиеся у нас технологии и решения позволяют заказчику, существенно снизив капитальные затраты, получить оборудование, характеристики которого полностью отвечают современным требованиям. При этом у агрегата, прошедшего через наши руки, такой же ресурс, как у новой турбины – не менее 220 тысяч часов.

Есть и ещё один принципиальный момент. Пока турбина работает на электростанции, происходит не только её физический износ, но и моральное старение. Сегодня энергетики при покупке оборудования предъявляют новые требования к системам управления агрегатом, к его ремонтопригодности, экономичности и экологическим характеристикам. Важно, что УТЗ в ходе обновления турбины доводит все эти показатели до современного уровня. Одна из самых распространенных на территории бывшего СССР моделей теплофикационной турбины Т-100. В процессе модернизации на УТЗ её КПД увеличивается, в зависимости от модификации и "глубины" модернизации, на 3-10%. Мы получаем экономические характеристики сравнимые с современным оборудованием, предлагаемым на рынке. Турбина комплектуется современной системой управления и защиты, обеспечивающей поддержание всех регулируемых параметров с точностью, предъявляемой сегодня системными операторами. Снижаются затраты на плановые ремонты и обслуживание оборудования.

Стратегическая позиция компании – основной прирост объемов производства мы сможем получить за счет заказов на модернизацию турбин.

- Насколько я понимаю, у вас есть предложения и для предприятий, которые не хотят или не могут обновлять изношенные турбины, а предпочитают покупать взамен них новые.

- Да, поставка агрегатов взамен выбывающих мощностей – это одна из сильнейших позиций нашего предприятия. УТЗ создавался, как основной производитель теплофикационных турбин средней и большой мощности в Советском Союзе. Более 60% установленной мощности теплофикационных турбин в России - это уральские турбины. Понятно, учитывая более чем 70-летнюю историю уральского турбиностроения, что большое количество наших агрегатов сейчас полностью или в значительное степени выработали парковый ресурс и должны выводиться из эксплуатации. Сегодня для замены старых турбин в России нужно не меньше единиц такого оборудования, чем для новых строящихся энергоблоков.

Интерес владельца старого, выводимого из работы агрегата – заменить турбину такой моделью, которая будет обладать более высокими современными характеристиками, но при этом будет размещена на уже имеющемся  фундаменте, впишется в габарит существующего машинного зала, состыкуется с коммуникациями. УТЗ предлагает именно такое оборудование. На базе своих классических моделей мы создали линейку сходных по габаритам, но более мощных и экономичных турбин. Кроме того, мы можем разрабатывать (и делаем это) машины под индивидуальные условия заказчика. Это – одно из важнейших конкурентных преимуществ УТЗ.

Поясню, зачем сегодня нужны индивидуальные проекты турбин. За десятилетия, прошедшие с момента пуска работающих ныне турбоагрегатов, на многих ТЭЦ и ГРЭС изменился характер нагрузок. Например, увеличился спрос на тепловую или электрическую энергию или снизился объем производства на предприятии, потреблявшем для технологических нужд пар, отбираемый из турбины. Чтобы оптимально расходовать топливо, энергокомпании необходимо оборудование, рассчитанное на работу в новых, причём уникальных именно для этого объекта условиях.

УТЗ располагает собственным конструкторским бюро; имеются наработки, позволяющие в короткий срок разрабатывать проекты турбин под индивидуальные требования заказчика. Причём мы разрабатываем не только саму турбину и специальное комплектующее оборудование турбоустановки, но и проектную документацию на все системы турбоагрегата, выбираем необходимое вспомогательное оборудование, выдаем задания строителям, разработчикам систем управления турбоагрегатом и др.

- Вы продаёте больше стандартных моделей или индивидуальных проектов?

- В сегменте оборудования, предназначенного для замены выбывающих мощностей, большинство турбин спроектированы под индивидуальные требования заказчика. Причём иногда создание нового изделия мы начинаем до заключения контракта. Например, сейчас разрабатываем турбину Т-60/60-8,8 для челябинских энергетиков. Истекает срок работы используемого ими агрегата, имеющего мощность 25 мегаватт. Мы изучили специфические условия эксплуатации энергоблока и готовы предложить решение, которое позволит при сохранении габаритов ячейки для размещения турбоагрегата, максимальном сохранении существующих строительных конструкций, установить турбину мощностью 60 мегаватт, обеспечив необходимые нагрузки по отбираемому на технологические нужды пару и увеличив тепловую нагрузку до 130 гигакалорий в час. Надеемся, что наше предложение заинтересует заказчика, и мы успешно пройдем конкурсные процедуры.

В то же время мы реализуем программы по созданию "стандартизированных" серийных моделей. В частности сегодня заводом изготавливается серия турбин для работы в парогазовом цикле Т-63 и КТ-63. На такие турбины уже имеется 9 заказов.

- А новые модели паровых турбин для обычного паросилового цикла – традиционных для УТЗ – вы разрабатываете? Или из-за перехода энергетиков на парогаз такие конструкции не имеют перспектив?

- Отнюдь. Как я уже говорил, сегодня высокий спрос на агрегаты, предназначенные для замены выбывающих мощностей, как раз работающих по классическому циклу. И здесь востребованы именно традиционные решения по паровой турбине. На перспективу проектируем модель Т-80/100 мощностью 100 мегаватт. Она будет устанавливаться взамен демонтируемых турбин мощность 60 мегаватт. Главная сложность – новое изделие нужно вписать в габарит меньшей по мощности турбины, при этом максимально сохранить строительную часть, обеспечить обслуживание существующим грузоподъемным оборудованием, учесть возможности систем циркуляционного и сетевого водоснабжения, имеющегося электрооборудования и др.

Ведется рабочее проектирование и НИОКР по разработке теплофикационной турбины мощностью 150 мегаватт, с сохранением форм-фактора нашего самого знаменитого изделия Т-100 (выпускаемая сегодня модификация турбины имеет максимальную мощность до 130 мегаватт). При сохранении габаритов мы меняем конструктивное исполнение цилиндровой и роторной групп, проточную часть, улучшаем не только экономичность, но и технологичность турбины, снижаем металлоемкость, внедряем решения по улучшению условий обслуживания и ремонтопригодности. В части экономичности стоит задача повышения КПД цилиндра высокого давления на 5-7%, цилиндров среднего и низкого давления на 5%.

Данной разработкой мы хотим "убить двух зайцев". Во-первых, создать новый продукт, отвечающий самым совершенным характеристиками, во-вторых, наработать технологические решения, которые будут использованы в перспективных проектах при модернизации турбин Т-100

- Вы упоминали об узких рыночных нишах, в которых УТЗ мог бы закрепиться…

- Благодаря тому, что у нас есть своя инженерная и конструкторская школа, свой коллектив проектировщиков и свои наработки, мы можем разработать и предложить заказчику оригинальные решения, обеспечив их поставкой необходимого нестандартного оборудования. Расскажу об одном из таких "нишевых" продуктов. На многих российских предприятиях работали и работают "турбины с противодавлением". Отбираемый "на выходе" такой турбины пар используется на производственные цели. Обычно такие технологии внедряются на предприятиях нефтепереработки, химики, целлюлозно-бумажной промышленности, металлурги. Покидая такую турбину, пар имеет достаточно высокий потенциал.

Но сегодня промышленность перевооружается – переходит на более эффективные технологии, обеспечивая большую глубину переработки. А они почти всегда требуют пар с более высокими характеристиками, но в гораздо меньшем объёме. Предприятия, прошедшие через модернизацию, запитывают новое оборудование через редуктор прямо от парового котла. А имеющаяся у него "турбина с противодавлением" остаётся без работы. В принципе она может продолжать вырабатывать энергию, но тогда в атмосферу придётся сбрасывать достаточно горячий пар под большим давлением (который раньше шёл в производство). С точки зрения экономики и экологии такая схема не выдерживает критики. И тогда предприятие вынуждено останавливать турбину и отказываться от выработки энергии. Сегодня много таких машин находится на консервации.

Выходом из тупика могло бы стать устройство, позволяющее эффективно использовать "мятый" пар, выходящий из последней ступени "турбины с противодавлением". Чтобы он не просто "перегревал планету", а выполнял полезную работу.

Мы разработали и вывели на рынок такое устройство. Точнее – серию устройств. Мы предлагаем турбины "мятого" пара моделей Т-35 и К-110. Они работают на "выхлопе" турбин с противодавлением, подключаются соответственно к агрегатам Р-50 и Р-100. Обе эти машины, замечу, достаточно распространены на территории бывшего Союза.

Наши расчеты и уже имеющаяся практика показали, что Р-100 и Р-50 с установкой наших агрегатов приближаются по экономическим показателям к современным энергетическим турбинам. То есть эксплуатация подобных тандемов на предприятиях становится выгодной. УТЗ уже отгрузил несколько К-110 и Т-35 энергетикам Перми, Тобольска, Набережных Челнов. В январе 2014 года отправим очередную К-110 в "Татнефть".

Беседовал Андрей ГУБАНОВ