Большая дорога "Свердловскавтодора"

Без тени пессимизма.

Состояние автодорожной инфраструктуры Свердловской области значимо не только для нашего региона. В силу своего уникального расположения на евразийской границе область выполняет функцию трансконтинентальной развязки. По всем статьям  центр Уральского федерального округа во многом определяет экономическое самочувствие всего Большого Урала. Наглядный пример – недавнее открытие трассы Ивдель – Ханты-Мансийск, связывающей крупнейшие минерально-сырьевые и промышленные субъекты РФ, которая   позволит ежегодно экономить до 4,5 миллиардов рублей за счет сокращения маршрута грузоперевозок на 700 километров.

Ключевую роль в поддержании должного уровня свердловских "дорог жизни" играет ОАО "Свердловскавтодор" – предприятие с почти вековой историей, включающее дорожные ремонтно-строительные управления (ДРСУ) в 14 городах региона, проектный институт и собственный учебный центр. В прошлом году на его долю приходилось 15% свердловского рынка дорожного строительства, 30% – ремонта и 80% – содержания автотрасс. В зону ответственности Общества входят все федеральные автотрассы на территории региона, более 70% областных и муниципальных транспортных артерий, рассказал в интервью "Уралинформбюро" генеральный директор ОАО "Свердловскавтодор" Дмитрий Рыбин.

– Дмитрий Александрович, давайте для начала уточним: ОАО "Свердловскавтодор" –  государственная или коммерческая структура? Вы в большей степени чиновник или топ-менеджер? 

– В декабре 2010 года ФГУП "Свердловскавтодор" было реорганизовано в акционерное общество, но, по сути, остается государственным. Его единственный собственник – Федеральное агентство по управлению госимуществом. Именно Росимущество назначает гендиректора подконтрольного предприятия, его рабочая деятельность жестко регламентирована законодательством о государственной службе.

Разумеется, ОАО "Свердловскавтодор" осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли. Мы стремимся к наращиванию портфеля заказов и своей рыночной доли, но, помимо доходности, перед нами стоят стратегические, социально значимые задачи.

У нас масса малопривлекательных с точки зрения бизнеса низкобюджетных подрядов на отдаленных территориях. Ни один коммерсант, ориентированный исключительно на прибыль, не возьмется за 600-800 тысяч рублей осуществлять содержание коротких подъездов к деревням или дворов в  небольших городках, строить детские спортплощадки и катки…

Конечно, это не сулит выгод, как "золотоносные" заказы в Екатеринбурге (где, мы, кстати, практически не представлены). Но трудно переоценить важность этой работы для жителей "глубинки", нуждающихся в нормальных дорогах и дворах ничуть не меньше мегаполисов. Журналисты могут сами выяснить то, как признательны нашим специалистам в Ирбите, Полевском и множестве других районов Свердловской области, сколько благодарностей поступает от местных властей, среди которых главы Серова, Нижнего Тагила, Талицы.

– Не умаляя социальной значимости упомянутых Вами мини-проектов, профильная деятельность "Свердловскавтодор" все же дороги, которые, как кровеносные сосуды для живого организма… 

– Естественно, у нас большое хозяйство со штатной численностью свыше 2 500 человек. Нужны серьезные средства, чтобы все это не только достойно содержать, но и развивать. С заказами у "Свердловскавтодора" проблем нет: например, в этом году мы работали на 60 объектах и освоили 4 миллиарда рублей, а в 2014 готовы преодолеть пятимиллиардный рубеж. В общей сложности за два последних года нами заключено порядка 150 бюджетных контрактов, среди которых немало крупных.

– Как "Свердловскавтодору" удается выигрывать такое количество конкурсов на государственные и муниципальные подряды? Нет ли здесь ка-кого-то внерыночного протекционизма со стороны заказчиков?   

– Главное, хорошо это или плохо, но в нашей рыночной нише реальных конкурентов практически нет. Ведь только ОАО "Свердловскавтодор" обладает столь разветвленной базой практически на всей территории региона (в 14 основных городах!), таким материальным и кадровым потенциалом. Большинству дорожников просто невыгодно "десантировать"свои технические и людские мощности в "медвежьи углы", где плацдармы есть только у нас.

Давайте честно - все рвутся на сверхдоходный екатеринбургский рынок, а перед нами такая задача не стоит. Мы обязаны обслуживать тот дорожный фонд Свердловской области, за который отвечаем по своему исконному предназначению. Да и странно было бы государственным и муниципальным заказчикам не доверять госпредприятию с многолетним опытом добросовестного выполнения аналогичных контрактов.

Если говорить о конкретных партнерах, то по итогам прошлого года в структуре общего объема работ около пятой части составили подряды ФКУ "Управление автомобильных дорог "Урал" Росавтодора, почти 60% – ГБУ Свердловской области "Управление автомобильных дорог". Эти госучреждения обеспечили три четверти доходов "Свердловскавтодора".

Необходимо отметить, что в 2012 году на 110% увеличился фронт муниципальных работ, доля которых превысила 10%. Около 95% выручки получено в рамках договоров по строительству, содержанию и ремонту автодорог общего пользования.

Немалые средства поступили и за счет сопутствующих видов деятельности: реализация асфальтобетона собственного производства, складские услуги, грузоперевозки и прочее дополнительно дали без малого 170 миллионов рублей. В 2013 году масштаб наших оборотов стал еще более впечатляющим, но соотношение в портфеле заказов сохранилось примерно прежним.

– Хватает ли "Свердловскавтодору" собственных ресурсов на реализацию всех подрядов и поддержание жизнедеятельности, или приходится привлекать заемные?

– Как любая крупная компания, мы привлекаем заимствования, без которых невозможен нормальный уровень инвестиций в обновление и расширение технического парка, инновационные начинания, мотивацию персонала. Чтобы расти и зарабатывать, сначала нужно вкладывать. На помощь нам пришли крупнейшие банки региона, ВТБ и Газпромбанк, предоставившие "Свердловскавтодору"  кредитные линии. Высокое доверие столь статусных банков, скрупулезно просчитывающих все финансовые риски, – это весомое подтверждение нашей надежности, и перспективности.

Надо сказать, что заемные средства вовсе не вгоняют предприятие в долговую кабалу. Заимствования "Свердловскавтодора" в 2012 году превысили 787 миллионов рублей, но при этом сохранилась устойчивость финансовой независимости собственного капитала предприятия. Выше нормативного осталось соотношение собственных и заемных средств, увеличился показатель текущей ликвидности, характеризующий прогнозное улучшение платежных возможностей при необходимости погашения обязательств. Экономистам приведенные параметры наглядно показывают, что стабильности и финансовому благополучию нашей компании ничего не угрожает.

В 2013 году все эти позитивные тенденции в полной мере сохранились, о чем свидетельствует успешное сотрудничество с ведущими российскими банками.

– Сейчас в России высказывается множество опасений по поводу очередного экономического кризиса, грядущих банкротств, закрытия производств, массовых сокращений. Насколько актуальны эти мрачные прогнозы для "Свердловскавтодора"?

– Периодическая рецессия – это объективный и практически неизбежный процесс для макроэкономики. Другое дело, что степень охвата и глубины, тяжесть последствий индивидуальны не только для каждой страны, но и для конкретных отраслей, отдельных рыночных ниш. Дорожное хозяйство – это стратегическая система жизнеобеспечения, от которой напрямую зависит вся социально-экономические сфера, государство просто обязано поддерживать работоспособность транспортной инфраструктуры.

Мне кажется, что строить и ремонтировать дороги будут, даже случись Апокалипсис, не говоря уже о стандартных кризисах. Так что у "Свердловскавтодора" нет никаких оснований для пессимизма. Конечно, возможна какая-то оптимизация управленческой структуры (!)  для еще большей эффективности и упрочения наших позиций, но никаких существенных падений не ожидается.

Наоборот, мы готовы к покорению новых вершин в 2014 году. Для этого у нас есть все необходимое: мощная техническая база, огромный практический опыт и, главное, высокопрофессиональные кадры, которые мы сохраним в любой ситуации.
Коллектив у нас большой, сплоченный и достаточно хорошо мотивированный. Помимо бесперебойно выплачиваемой и индексируемой зарплаты имеется хороший социальный пакет. Как во всех респектабельных компаниях, неукоснительно выполняются все условия коллективного договора. Одним словом, людям есть, за что держаться и чем гордиться.

Недаром, как показала недавняя проверка Гострудинспекции, в текущем году количество уволенных из "Свердловскавтодора" по всем основаниям сократилось вдвое относительно прошлогоднего уровня. Поэтому наши сотрудники подходят к новогоднему рубежу с твердой уверенностью в стабильности своего будущего, и для этого у них есть все основания.

Беседовал Игорь ТКАЧЕВ

Обращение работников ОАО "Свердловскавтодор" к уральскому полпреду Президента РФ Игорю Холманских можно скачать здесь.