Немецкий Allianz нарушает русские правила

ФОМС не реагирует.

В начале декабря "Уралинформбюро" опубликовало статью "В кабале у РОСНО", в которой рассказывалось о возможной незаконной передаче нескольких тысяч свердловчан, застрахованных в системе ОМС, из СМК "Астра-Металл" в "РОСНО-МС". Следует отметить, что одним из первых об этом еще в октябре сообщил  СМИ член Правления Фонда содействия реформированию социальной сферы "Территория" Максим Стародубцев. Поэтому мы попросили этого известного эксперта рынка медстрахования об интервью.

- Максим, на Ваш взгляд, описанное в статье "Уралинформбюро" могло произойти?

- Такое могло произойти. Есть все основания полагать, что это и произошло – как по формальным признакам, так и по информации в кругу страховщиков. О том, что "РОСНО-МС" готовится к покупке, информация была заранее. И ту, и другую сторону предупреждали, что эта сделка противозаконная.

Но руководителю, которого поставили во главе екатеринбургского филиала "РОСНО-МС" (Андрей Шандалов – прим.ред.), как мне кажется, поставили задачу любой ценой увеличить численность застрахованных по ОМС. Потому что "РОСНО-МС" - это обычный коммерческий страховщик. Более того, это – немецкий страховщик ("дочка" Allianz New Europe Holding GMBH – прим.ред.). Страны, которая жестко и последовательно накладывает санкции на Россию. Так что сейчас через "РОСНО-МС" увеличиваются доходы зарубежных коммерсантов.

- А страховая компания Allianz может такое повторить в Германии?

- Я думаю, в Германии все ведут себя более прилично. И полагаю, что любая российская страховая компания, работай она в Германии, вела бы себя с оглядкой. И старалась бы держаться далеко даже от подозрений в нарушении закона, не говоря уж о нарушении. Иначе бы она рисковала разориться.

- Итак, давайте предположим, что сделала "РОСНО-МС" в Свердловской области?

- Создала нерыночные условия для перехода части застрахованных из одной компании в другую…

- Перехода или перевода? Эти граждане, предварительно 15 тысяч, они что сами взяли и перешли?

- Если будет доказано, что они не писали заявления, то это – мошенничество.

- А как это могло произойти технически? Ведь на каждого застрахованного в компании, если не ошибаюсь, заводят папочку – в нем копия паспорта и СНИЛС, а также заявление на страхование… И это называется персональные данные, которым по закону должна быть обеспечена защита.

- Абсолютно верно. Паспортные данные, подписи – не только на заявлении, но и в журнале выдачи полиса. Поэтому ТФОМС в этой ситуации мог бы обратиться в правоохранительные органы, так как сам не имеет возможности забрать документацию из компаний и провести проверку, сличив те же самые подписи.

- А как должна вести себя компания Allianz в ситуации, когда СМИ подозревают её "дочку" в неприличных, по немецким меркам, вещах?

- Она должна создать для Фонда все условия для проверки. Вплоть до оплаты командировочных работникам Фонда при поездке по своим филиалам в Свердловской области. Allianz, как я знаю, весьма трепетно следит за публикациями о себе в СМИ. И для того, чтобы или в корне пресечь все подозрения, или показательно покарать провинившихся сотрудников, немецкой компании нужно предоставить все документы и возможности для проверки ТФОМС и правоохранителям.

Ведь на протяжении последнего времени "РОСНО-МС" непрерывно теряла своих застрахованных. Не в последнюю очередь потому, что постоянно находилась на последних позициях по защите их прав. То есть оснований для лояльности этой компании не было.

И вот вдруг в октябре такой мощный приток клиентов! Может быть, они нашли гениального топ-менеджера в Свердловской области? Вероятнее всего, Шандалову дали бюджет на привлечение клиентов. Он им распорядился исходя из того, что цель оправдывает средства.

- Какое может быть наказание для компаний "Астра-Металл" и "РОСНО-МС", если будет доказана их вина?

- Штраф и даже отзыв лицензии. Хотя я не сторонник отзыва, потому что наказание рублем – самое эффективное.

- Если исходить из формулы, каждое нарушение страховщика оценивается ФОМС в 3 000 рублей, то при 15 тысячах получится 45 миллионов рублей. Не мало?

- Это нормально. И главное – показательно на будущее для всех.

- И какой же главный вывод из этой ситуации?

- Я думаю, он для законодателей – что наше обязательное медицинское страхование серьезно больно. ОМС стало бизнесом, не ориентированным на клиента. Компаниям нужно любой ценой заманить застрахованных. И нынешняя ситуация – кульминация той логики, которая была заложена в закон об ОМС.

Ведь диагноз системе – людям все равно, где они застрахованы. Их, как крепостных, отдали в другую компанию, а они не возмущаются. ОМС во многом фикция.

Страховщики формально контролируют качество оказываемых услуг, экономя на нем. Экономятся деньги – лучше живут акционеры СК. Поэтому, на мой взгляд, этот вид страховой деятельности должен быть некоммерческим. Нужно изгнать торговцев из Храма здоровья!

P.S! После обращения "Уралинформбюро" к заместителю Генпрокурора РФ Юрию Пономареву и руководству ГУ МВД РФ по Свердловской области по материалам журналистского расследования были начаты соответствующие проверки. Об их итогам мы сообщим в начале 2015 года.

Андрей БЕЛЫЙ