Импортозамещающая дилемма России

Безнадежно отстать или стать мировым лидером?

Правительство России поручило промышленникам разработать отечественную электронно-компонентную базу – в первую очередь для космической отрасли. Сокращение технологического отставания от ведущих стран Запада, полагают чиновники, поможет стране не только сохранить суверенитет, но и конкурировать на мировых рынках. О том, какие вызовы на стезе импортозамещения встают перед промышленниками, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал генеральный директор екатеринбургского ОАО "Завод радиоаппаратуры" Сергей Новосельцев.

- Сергей Александрович, стоит ли перед вами проблема импортозамещения?

- Конечно, стоит. Мы собираем сложные радиотехнические изделия. Компоненты в подавляющем большинстве используем отечественные, поскольку применение импортной комплектации требует очень длительного согласования с Минобороны. Но есть и импортные – те, что в России не производятся. Их заменить сложно: на решение такой задачи понадобится минимум 5 лет. Может быть, картошку и морковку можно и быстрее заместить, но даже там есть проблемы. Насколько я слышал, у нас нет качественного семенного материала овощей. Я уж не говорю про животноводство – там речь идет о генетике. А селекция – это не менее 10 лет. Даже на закупку семенного фонда и выращивание своего племенного стада требуется около 5 лет. Это я говорю о простых вещах – с микроэлектроникой все обстоит значительно сложнее. Заменить импортные компоненты можно, но тогда весогабаритные характеристики наверняка вырастут в 2-3 раза и функциональные возможности изделия сократятся.

- Но попытки-то предпринимаются?

- Работы ведутся постоянно. Но мы - небогатая страна: наш ВВП составляет всего 2% от мирового валового продукта. В этом году, наверное, будет 1,5% из-за ослабления рубля. Вклад США в мировой валовой продукт – более 24%, но и они не могут себе позволить полного импортозамещения и не стремятся к этому. Надо исходить из реальных возможностей: на тотальное импортозамещение средств у нас нет и не будет. При наших же ничтожных ресурсах этот процесс откинет нас лет на 10 назад, на предыдущий этап технологического развития! 

- Почему?

- Для сложных цифровых микросхем важны размеры, поскольку уменьшается энергоемкость, растут функциональные возможности и т.д. Мы здесь сильно отстаем от Запада, и, я думаю, что догнать их технологически вряд ли возможно. Но если закупать зарубежную технологию, тогда на их же оборудовании можно делать конкурентные микросхемы. В Зеленограде центр микроэлектроники после серьезных денежных вливаний в импортное оборудование добился того, что по геометрическим параметрам мы отстаем от Запада "всего лишь" в четыре раза. Заметьте: не на 40%, а в четыре раза.  

- Вы сказали, что технологически радиоэлектронная промышленность безнадежно отстала. Это произошло из-за недостатка инвестиций в НИОКР?

- Отставание началось в 1970-е годы. И, по-моему, дело тут даже не в инвестициях. Причина, мне кажется, та же, что и в других отраслях экономики страны. Мы не совершили технологического скачка на следующий уровень, и началось трагическое отставание от Запада – да еще и гонка вооружений ослабила наш экономический потенциал. Возьмем для сравнения сельскохозяйственное машиностроение: в 70-е годы мы делали больше всех на свете тракторов и комбайнов, а собирали меньше 10% от мирового урожая и покупали зерно на Западе. Это говорит о том, что техника и технологии у нас были предыдущего поколения. А для скачка на следующий технологический уровень мы не осуществили реформу управления экономикой, которую инициировал в свое время Косыгин.  

Поэтому, мне кажется, речь должна идти не об импортозамещении, а об организации выпуска конкурентной продукции в мировом масштабе. А для этого надо определить направление главного удара и сконцентрировать там материальные и интеллектуальные ресурсы. Достаточно иметь всего несколько конкурентоспособных технологий. Все остальное можно покупать. Касается это, на мой взгляд, и стратегических военных задач: там тоже надо выбрать критически важные направления, в которых мы должны быть лидерами, и вкладывать туда огромные деньги.

- Электроника, как я понимаю, и есть направление главного удара?

- Приоритетом может стать и машиностроение. Но только не надо промышленников заставлять производить оборудование обязательно на отечественных станках. Мы потеряли свое станкостроение. Удастся или нет его возродить – время покажет. Я не вижу никакой трагедии, если станки будут импортными. Но на них тогда надо делать лучшее в мире бурильное оборудование, горнодобывающие машины, карьерные самосвалы и т.п. Эти изделия в огромных объемах требуются, прежде всего, нам самим, учитывая сырьевую направленность  нашей экономики.

Должны мы развивать и сельское хозяйство, но не ради импортозамещения. Просто это привлекательный бизнес: у нас в стране много земли и есть люди, которые готовы ее обрабатывать. Мы можем и должны обеспечивать себя мясом на 100%, а не на 40%, как сейчас.

Но надо отдавать себе отчет, что будущее за информационными технологиями, в том числе за микроэлектроникой. Сегодня даже автомобиль, не говоря уже про самолет и ракету, имеет бортовой компьютер. Все станки оснащены достаточно мощными "мозгами". А есть ведь и связь, коммуникации, радиолокация, медицинское оборудование и т.д. Я считаю, что вкладываться надо в информационные технологии, базирующиеся на микроэлектронике, в биотехнологии и отдельные отрасли машиностроения (авиация, космос и некоторые оборонные технологии). Кто ими владеет, тот определяет будущее планеты.

Беседовал Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Актуальное