Пятое колесо екатеринбургской мэрии

Укатилось в финансовую пропасть.

Екатеринбургское Муниципальное объединение автобусных предприятий не может свести концы с концами. Кредиторы один за другим потянулись в суд. Самый существенный долг - более 40 миллионов рублей накопился перед поставщиком ГСМ "Лаки Оил". Как будет выезжать из долговой ямы МОАП, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал генеральный директор МУПа Владимир Кайсаров.

- Владимир Викторович, действительно ли дела так плохи? И с чем это связано?

- Ситуация сложная. В первую очередь, убыточность городских перевозок связана с несоответствием сложившегося тарифа себестоимости перевозок. Так, средний фактический доход на одного пассажира в 2015 году составил 17,56 рубля при себестоимости 31,16 рублей. Тариф на перевозку пассажиров не менялся с 2012 по 2016 год, а поставщики топлива, шин, запасных частей, коммунальных услуг пересматривают свои цены регулярно.

- Наверняка причина не только в тарифе... Какие факторы мешают работать эффективно? 

- Вообще изначально функция общественного транспорта социальная, то есть МОАП должно обеспечить транспортную доступность жителям, вне зависимости от их имущественного статуса. Мы возим пассажиров по маршрутам и расписаниям, утвержденным администрацией города. А это не только работа автобусов по центру и в часы пик, когда набивается полный салон, но и перевозка пассажиров рано утром и поздно вечером, а также в отдаленные районы города, когда пассажиров практически нет. При этом, конечно, страдает экономическая составляющая предприятия. Так, себестоимость одного часа работы автобуса составляет порядка 1 130 рублей при средней доходности 670 рублей в час. А есть маршруты, на которых доход составляет всего 320-400 рублей в час. 

- За счет областных субсидий за льготников удается компенсировать часть убытков?

- Этот вопрос очень больной для предприятия. На данный момент отсутствует соглашение между администрацией города и правительством Свердловской области об их субсидировании. Соответственно, субсидирование за перевозку льготников производится не в полном объеме, что также негативно сказывается на экономике МОАП. Мэрия оказывает финансовую поддержку, но в связи со сложной экономической ситуацией в стране их возможности ограничены. 

- На других транспортных предприятиях страны такая же картина?

- Подобная ситуация по всей стране. Яркий тому пример - Нижний Новгород, где в конце декабря 2015 года работа муниципального общественного транспорта была полностью остановлена. Из-за долгов поставщики отказались отгружать топливо, а энергетики обесточили электротранспорт. В Челябинске на грани банкротства находятся два МУПа - "Челябинский автобусный транспорт" и "Челябинский электрический транспорт".

- Что можно сделать, чтобы избежать такого исхода у нас? 

- Сейчас администрация Екатеринбурга разрабатывает новую маршрутную сеть. Мы надеемся, что это позволит исправить ситуацию.

- На чем приходится экономить, чтобы снизить убытки?

- Мы постоянно работаем над оптимизацией своих затрат. За последние годы на предприятии прошло несколько волн сокращений управленческого и вспомогательного персонала. Дополнительная социальная сфера, помимо обязательной, предусмотренной законодательством, на данный момент у нас отсутствует. Заработная плата в МУПе не повышалась с 2012 года. 

- А с "Лаки Оил" будете рассчитываться? И за счет чего?

- По мере своих возможностей предприятие производит расчеты за потребленные ранее ГСМ. Далее мы также намерены производить выплаты за счет собственной выручки и субсидий бюджета.

Беседовала Елена ПЛЮХИНА