Китай пойдет по пути России

Когда упрется в потолок.

Впервые с дореволюционных времен в пересчете на доллары зарплаты в России приблизились к оплате труда в Китае. Такие данные приводит агентство Bloomberg. На первый взгляд новость кажется чуть ли не трагической – уровень благосостояния населения падает со скоростью света. Однако, на самом деле, этому факту стоит только порадоваться. Для экономики страны в долгосрочной и, отчасти, среднесрочной перспективе это - благо, дающее конкурентные преимущества и улучшающее привлекательность для инвесторов. Вот только эффект несколько смазывают санкции/контрсанкции и дешевая нефть. О том, чем же хорошо "падение" зарплат, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал аналитик "Финам" Тимур Нигматулин.

- Приближение зарплат россиян к китайским – это плохо или хорошо? Как относиться к этому явлению?

- Снижение зарплат в долларовом выражении наблюдается последние два года. При этом снижение зарплат в долларах вовсе не означает, что в национальной валюте они падают сопоставимыми темпами. В 2015 году реальные зарплаты упали на 9,5%, но за 9 месяцев 2016 года они подросли на 1,8%. То есть и падение было не столь заметным и рост постепенно возобновляется. Для экономики же снижение долларовой зарплаты – это скорее плюс за счет того, что производство становится более конкурентоспособно. Как с точки зрения поставок на внутренний рынок, так и на глобальный. Конечно, извлечь выгоду от ослабления рубля удастся только при условии подавления инфляционного шока. Впрочем, успехи ЦБ РФ с этой точки зрения очевидны, и в 2017 году можно ожидать устойчивого снижения инфляции до 4%.

- Насколько привлекательнее стала Россия с этой точки зрения?

- На мировом рынке, при прочих равных, производство в России с точки зрения соотношения квалификации рабочей силы и ее стоимости стало достаточно привлекательным. Наверное, даже более привлекательным, чем в Китае. Так, в России нет таких ограничений, как на китайском рынке, связанных со свободой движения капитала. Кроме того, в Китае курс местной валюты искусственно держится Центробанком и в любой момент может произойти девальвация. Таким образом, наша рыночная система ценообразования валюты более предсказуема, в этом есть большой плюс. То есть у нас низкая стоимость рабочей силы и ее высокая квалификация идут вместе с предсказуемым финансовым рынком и свободой движения капитала.

- Тогда инвестиции к нам должны политься рекой, но пока этого незаметно…

- Действительно, если посмотреть на показатели инвестиций в основной капитал, то он снижается два года подряд. В 2015 году в сопоставимых ценах в рублях они упали на 8,4%, за 9 месяцев 2016 года – снизились еще на 4,3%. Несмотря на то, что есть факторы, которые говорили бы в пользу привлечения инвестиций, они снижаются.

- В чем же причина?

- Я связываю это с тем, что экономика еще не оправилась от шоков в связи с падением цен на нефть. Чтобы делать какие-то инвестиции, должна произойти стабилизация макроэкономических показателей, в том числе инфляции. В прошлом году она была двухзначная, в этом году рост цен ожидается на уровне 6%, в следующем - 4%. Это неопределенность для инвестпроектов. Когда она стабилизируется, думаю, что будут активнее инвестировать.

Плюс опять же геополитика. Непонятно, как будет развиваться ситуация с санкциями, в том числе продовольственными. Компании сельскохозяйственной сферы не понимают, можно ли инвестировать в новые мощности или это бессмысленно, так как они будут скоро отменены. В связи с санкциями также нет определенности и в финансовом секторе.

Соответственно, если эти факторы будут нивелированы или ослаблены, то позитив в связи со снижением доходов в долларовом выражении возобладает, и инвестиции пойдут в рост.

- Когда можно ожидать роста инвестиций? Это долгосрочная перспектива, или мы увидим положительный эффект в ближайшее время?

- Ожидается, что рост инвестиций в основной капитал произойдет уже в 2017 году. Однако за 1 год и 9 месяцев 2016-го они просели на 14%. Чтобы только вернуть на прежний уровень, думаю, потребуется 3-5 лет. Падение было очень значительным. Но речь идет об инвестициях, а не о доходах населения. Это - специфический макроэкономический показатель.

Реальные рублевые доходы же россиян в этом году уже начали постепенно расти, что, впрочем, не является каким-то преимуществом для отечественных компаний, работающих на российском рынке. Им придется увеличивать расходы на фонд оплаты труда. Тем не менее, слабый рубль делает продукцию местного производства более конкурентоспособной, в том числе на внутреннем рынке по сравнению с импортом.

- То есть потенциал у нас довольно большой?

- Да, это так. Но для его реализации нужно, чтобы снизилось влияние негативных факторов, связанных с макроэкономической нестабильностью и геополитикой. Но самый главный плюс даже не в росте инвестиций. Главное, что исчезло сырьевое проклятье, когда страна имеет слишком высокооплачиваемую в долларовом выражении рабочую силу. Это происходит, когда страна экспортирует слишком много сырья и ее валюта, в данном случае рубль, укрепляется. В результате другие отрасли становятся неконкурентоспособными, потому что производить что-то кроме сырья становится невыгодно. Сейчас эта проблема более неактуальна.

- Сможем ли мы составить конкуренцию Китаю?

- Я думаю, что нет. Во-первых, у нас несопоставимый размер экономик: китайская раз в 7 больше российской. Кроме того, у нас вообще разные стадии развития экономик.

Китайская экономика развивалась за счет того, что Китай экстенсивно строил производственные мощности и наполнял их населением. При таком росте, как и многие другие страны, в том числе Россия - в свое время, Китай скоро упрется в определенный потолок. Это так называемая "ловушка среднего дохода". И чтобы дальше расти, его властям уже сейчас необходимо делать реформы.

России нельзя развиваться по тем принципам, по которым развивается экономика Китая – это для нас предыдущая стадия. Если траектория экономического роста сохранится, то Китай вынужден будет делать абсолютно все те же реформы, что делает Россия с 2005 года. А именно открывать движение капитала, делать плавающий курс, инвестировать во внутреннее потребление, сферу услуг и так далее.

- Куда инвесторы в России могут направиться в первую очередь?

- Структура экономики сейчас такова, что ее точка роста будет в крупных городах – там, где можно создать условия для поддержки бизнеса с высокой добавленной стоимостью. Например, хороший эффект есть от субсидий, введения налоговых каникул для наиболее эффективных компаний. Еще один эффективный инструмент – особые экономические зоны. Это хорошо для развивающихся экономик, где есть коррупционные и бюрократические риски - подобные зоны их сильно снижают.

- Насколько успешны, на ваш взгляд, наши особые экономические зоны?

- Проблема в том, что зоны сейчас находятся в начальной стадии, многие неприбыльны. Но выгоды экономики ведь не только с получения налогов, но и в снижении безработицы, формировании компетенций в определенном месте.

Беседовала Алена ИЗМЕСТЬЕВА